читайте также
Когда я говорю соотечественникам, что занимаюсь семейными офисами, то обычно натыкаюсь на непонимание. Мало кто знает, что это такое. Попробую объяснить. Family office («семейный офис») — это не просто услуга, а целое явление современной жизни. Если рассматривать его с точки зрения экономического развития, то появление «семейных офисов» можно считать верным признаком того, что в обществе появился новый класс собственников, для которых уже важнее не только заработать, но и сохранить.
Семейный офис — это специальный центр, включающий в себя услуги довольно дорогих специалистов (юристов, аудиторов, налоговых консультантов) для членов одной семьи. Во время становления частного российского бизнеса в 90-х такого явления просто не могло быть. «Первая волна» российских капиталистов была занята наращиванием активов и их приумножением. Это был горячий момент накопления, а не сохранения. Сложно представить, что кому-то в тот момент могла понадобиться специальная компания для ведения финансов и решения других насущных вопросов своей семьи.
Раньше ведь как рассуждали: деньги, мол, мы сами посчитаем, а для остальных вопросов у каждого «реального» бизнесмена была «специально обученная секретарша», которую можно было задействовать и в личных целях. Не подумайте ничего дурного — речь идет исключительно об использовании персональных ассистентов для решения «семейных вопросов», например, найти подарок жене или купить для семьи авиабилеты. Но ведь не будете же вы просить секретаршу, даже самую исполнительную, искать, скажем, квартиру для вашей дочери или загородный дом в аренду для летнего отдыха, правда? Хотя я бы на месте жены все равно очень расстроилась, узнав, что подарок выбирал вовсе не супруг, а совершенно посторонняя женщина.
Есть время разбрасывать камни, но рано или поздно наступает момент, когда нужно все собрать вместе и понять, чем вы владеете и как это можно сохранить, как этим управлять, кто должен решать текущие вопросы, связанные с семейными проектами?
У пионеров российского бизнеса, которые в 90-е сколотили свои состояния, уже подросли дети. Поэтому сейчас перед ними встали вопросы сохранности активов как уже готовой системы, где все подсчитано и систематизировано — для передачи наследникам. Понятно, что чем больше имеешь, тем сложнее за всем уследить.
Логично, что в середине 2000-х в России появились первые закрытые family office, которые занимались ведением дел конкретных семей. По времени это совпало и с проводимыми в стране налоговыми реформами, — с этим тоже нельзя было не считаться. С точки зрения исторического процесса это было идеальное время, чтобы наконец привести в порядок все свои активы, решить вопросы с налогами и структурировать свои вложения и накопления.
Первыми, кто это понял, были, конечно, самые богатые.
Самый известный российский семейный офис — офис Николая Цветкова, основателя и основного владельца ФK «Уралсиб». Его приводят в пример чаще всего потому, что после «семейного офиса» в его собственном бизнесе появилось целое специализированное направление «мультисемейный офис» (МФО) «Уралсиб 121», предлагающее услугу «семейных офисов» тем, кому эта функция уже необходима, но еще нет лишнего миллиона, чтобы организовать свой «семейный офис».
Так что процесс появления «семейных офисов» в России вполне логичен и закономерен. Можно сказать, соответствует уровню развития страны. Например, в США «семейные офисы» в том виде, в каком они сейчас используются, стали популярны в конце XIX века, в тот момент, когда на американском рынке уже созрели крупные промышленные конгломераты. У их владельцев были семьи и дети, а значит, можно говорить о становлении семейной преемственности в управлении семейным благосостоянием, которое могло насчитывать самые разнообразные активы.
Этим, кстати, «семейные офисы» отличались от привычного в Западной Европе способа работы с семейными вопросами через одно доверенное лицо, который одновременно был и управляющим, и казначеем. В общем, фактически еще один «член семьи». И это коренное, просто фундаментальное отличие от тех семейных офисов, в каком виде они существуют сейчас. Даже если family office насчитывает штат в несколько человек — это не ваши родственники или друзья.
Так, американская прагматичность повлияла на изменение самого подхода к услугам family office: выработка стратегии управлении семейным благополучием, которое включало основные решения по финансовым вопросам, включая инвестиции и порядок наследования и решение других текущих вопросов. Конечно, с годами количество услуг и сервисов «семейных офисов» меняется, но суть остается неизменной.
Для россиян необходимость разделять «личное» и «рабочее» с каждым разом становится все актуальнее. И дело не только в политической составляющей, а в том, что современный мир живет в ускоренном темпе. Надо успеть сразу и везде: и по работе, и в семье. Когда мы не успеваем по работе, «отрезаем» время от семьи.
Проблемы копятся как снежный ком, и однажды эта лавина все-таки сходит с горы. Как это обычно бывает, в самый неподходящий момент, потому что «папе было некогда решить этот вопрос». Поэтому «семейный офис» — это не разовая услуга, а постоянно функционирующая программа, задачи которой сокращаться или расширяться, в зависимости от ситуации.
Классический «семейный офис» — это просто мини-корпорация, где есть свой президент (он же — Клиент, Папа), свой почетный президент (чаще всего Мама Клиента), генеральный директор (жена) и свои топ-менеджеры (дети, племянники и братья-сестры), а также другие аффилированные лица (додумайте сами). Это потребители услуг «семейного офиса». Пока что можно говорить о «классике» только с точки зрения базовых величин, например, кто же клиент. Все-таки международный опыт «семейных офисов», когда можно говорить уже об устоявшихся традициях — это работа с семейным капиталом как минимум третьего поколения.
Стандартный штат специалистов: инвестиционный менеджер (управляющий), который помогает разобраться с денежными потоками, выбрать инвестиционную стратегию и компанию, которая будет заниматься размещением средств уже на рынке, юрист, специалист по налогам и делопроизводитель. Это минимальный «базовый» набор, который может быть расширен, с учетом необходимости. Например, специалист моего профиля — по управлению недвижимостью — кому-то требуется в обязательном порядке, а кому-то достаточно нескольких разовых консультаций. Говоря о необходимости, я подразумеваю или наличие больших недвижимых активов в частной собственности, с которыми клиент не очень понимает, что делать дальше, или наличие долгосрочных планов, связанных с недвижимостью. Сотрудник «семейного офиса» может годами искать для клиента способ купить понравившейся ему объект. Ни один риелтор не станет тратить столько времени на реализацию планов клиента.
Вот поэтому и существуют «семейные офисы» и, думаю, это направление из разряда «вечных». Семейные ценности, как вино, с годами только дороже.