У предпринимателей мозг устроен иначе | Большие Идеи

・ Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

У предпринимателей мозг
устроен иначе

Основатель нового бизнеса должен быть бдителен, легко переносить состояние неопределенности и быстро реагировать на новые ситуации.

Авторы: Питер Брайант , Елена Ортис Теран

У предпринимателей мозг устроен иначе

читайте также

Десять самых интересных материалов об Agile

Перестаньте заниматься бесполезными делами

Присцилла Кламан

«Они заразились»: как относятся к людям c диагнозом Covid-19

Валери Эрншоу

Похвала любознательности

Франческа Джино

Возможности для предпринимательской активности открываются внезапно и ненадолго, как правило, им сопутствуют неизвестность и риск. Основатель нового бизнеса должен быть бдителен, легко переносить состояние неопределенности и быстро реагировать на новые ситуации. Означает ли это, что у бизнесменов мозги устроены не так, как у других людей, и потому они быстрее находят и используют свой шанс? Наше исследование указывает, что так оно и есть.

Чтобы лучше понять, как мыслят предприниматели, мы провели эксперимент и замерили активность мозга при принятии простого решения. Двум группам — одной из тридцати предпринимателей, открывших новое дело, а другой — контрольной (в нее входили обычные люди) предложили классический тест Струпа. В этом эксперименте человеку показывают названия различных цветов, написанные буквами иного цвета — например, слово «красный» написано синими буквами. Участнику приходится все время держать в уме отличие между реальным значением слова и его цветом.

Мы замеряли активность мозга на протяжении нескольких этапов выполнения задания (каждый этап длился одну секунду). Активность мозга бизнесменов заметно отличалась от данных в контрольной группе: на первой стадии активизации мозга, когда человек распознает проблему, предприниматели реагировали быстрее и без запинки. Они сразу осмысляли стоявшую перед ними задачу и не пугались ее, несмотря на сбивающие с толку условия. Члены контрольной группы на начальном этапе соображали медленнее. Они пытались как-то преодолеть противоречие, прежде чем продолжать тест.

На более поздних стадиях работы над проблемой (это еще доля секунды) поведение бизнесменов опять же отличалось. Больше ресурсов их мозга (в плане объема задействованных нейронов и скорости обработки данных) направляли на преодоление остававшейся неуверенности. Иными словами, предприниматели более интенсивно думали над проблемой и после того, как уже осознали ее. Напротив, обычные люди на поздней стадии задействовали меньше ресурсов. Вероятно потому, что двусмысленность и неуверенность они преодолели уже на первом этапе теста.

Результаты ошеломляют: с точки зрения неврологии это нечто новое. Но приоткрывает ли процесс принятия решения в лабораторных условиях — он и длится-то всего секунду — особенности мышления предпринимателей в реальной жизни? Есть все основания полагать, что такое соответствие имеется. Скорость реакции важна. Представьте себе, как основатель нового дела на первом этапе ищет новые возможности — например, какие появились потребности на рынке мобильной электроники. Если этот человек не готов вникнуть в суть вопроса с высоким уровнем неопределенности и двусмысленности, то он упустит свой шанс. Или нужно — сейчас же, немедленно — решить неотложную проблему. Нет времени переживать по поводу неопределенности, нужно просто взяться за проблему и решить ее. На практике мы нередко наблюдаем как раз подобное поведение. К более полному осознанию эти люди приходят постепенно, испытывая рынок и составляя у себя в голове более полное представление о потребителях. Как это, скажем, рекомендуется при создании венчурных предприятий на принципах Lean-стартапа: принять проблему, выявить клиента, провести эксперименты, создать стереотип поведения и быть готовым и быстро раскрутиться, и быстро проиграть, если такова судьба и воля рынка. По-видимому, нам удалось проследить тот же процесс, но в ускоренном виде. И мы впервые выявили эти особенности в работе мозга.

Эта находка подтверждается и другим исследованием. Мы опросили основателей стартапов о процессе принятия решения. И они подтвердили свою склонность быстро браться за подвернувшуюся возможность, проверяя лишь самые основные параметры: укладывается ли она в их основную стратегию, знаком ли им этот сектор рынка, могут ли они доверять другим игрокам, что подсказывает интуиция и как выглядит худший вариант развития событий. Негативный ответ по любому из этих пунктов побуждает вовремя остановиться. Так с помощью простых критериев предприниматель быстро отсеивает одни идеи, а другие берется реализовывать. Один из бизнесменов пояснил: «Часто я говорю себе: можно попробовать, положившись на интуицию, и сделать это прямо сейчас. Только что я получил ценную, на мой взгляд, информацию — и через две минуты я уже отправляюсь добывать сведения, которые подтвердят или опровергнут правильность моего решения». Как и в эксперименте, так и в жизни этот человек быстро реагировал на возникавшую проблему и вместе с тем мог терпеть неопределенность до более поздних этапов принятия решения.

Вместе два наших исследования снабжают нас новыми данными, подтверждающими теорию, что способ мышления предпринимателей имеет свою специфику, особенно в части принятия решений и устранения проблем. Как и гласит принцип Lean-стартапа, основатели с готовностью принимают сложные проблемы, с помощью простых критериев быстро продвигаются вперед, а затем прикладывают уже больше сил к тому, чтобы на поздних этапах устранить неопределенность. В этом отношении у основателей новых предприятий мозги в самом деле устроены по-другому. Вероятно, отличие удастся объяснить, рассмотрев сочетание различных факторов: генетику, раннее развитие и обучение, а также взрослый опыт в сфере решения проблем и принятия решений. Мозг — это не жесткая система, и у каждого из нас свой способ мышления. Для человечества это хорошая новость, ведь она сулит разнообразие и позитивные изменения в нашей генетике. Поэтому не так уж удивительно, что у предпринимателей мозги работают по-другому.

Читайте по теме: