Хотите научиться думать? | Большие Идеи

・ Феномены

Хотите
научиться думать?

Определяйте значение слов — и вы избавите мир от половины заблуждений.

Автор: Мариэтта Чудакова

Хотите научиться думать?

читайте также

Татьяна Бакальчук: «Мы не хотим, чтобы нас воспринимали как русский Amazon»

Марина Иванющенкова,  Юлия Фуколова

Навыки, которые помогут вам сменить профессию

Кристофер Боу

Правильный стресс способен сплотить вашу команду

Шон Ачор

Счастливые дети рецессии

Эмили Бьянчи

Один из тех, кто стал символом французского века Просвещения, Рене Декарт, утверждал: Определяйте значение слов — и вы избавите мир от половины заблуждений.

Нет сейчас, пожалуй, более модного слова, чем патриотизм. Но разными людьми и инстанциями употребляется оно в разных значениях. Чаще всего — бездумно. Что меня и занимает в первую очередь. Зачем терять давно наработанное? Разбрасываться даром доставшимся нам интеллектуальным богатством? Нерационально, дамы и господа.

Вернемся-ка на столетие с лишним назад. Почитаем просто-напросто статью «Патриотизм» (конечно, через «i» — так что не все быстро найдут) в словаре Брокгауза-Ефрона — в томе, вышедшем в 1898 году.

Философ поясняет, что еще в давние времена патриотизм национальный освящался «лишь под условием всечеловеческой солидарности, то есть как любовь к своему народу не против других, а вместе со всеми другими». …Ничего себе! А где же умственный прогресс? Это какой же задний ход дали мы с тех пор в своем образе мыслей!

Владимир Соловьев не признавал ситуации, когда отечество признается чем-то абсолютным, становится единственным или, по крайней мере, самым высшим. Он предполагал, что «идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактическою враждою к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель», потому что «в историческом процессе все более и более обнаруживается действие сил, объединяющих человечество, так что исключительное национальное обособление становится физической невозможностью». Физической… А психологической? Такая возможность, видимо, сохраняется — иначе откуда же эта ненависть в интернете к чужим (более нас преуспевающим, надо признать) странам и народам?

И куда она нас может привести, если сам исторический процесс движется как раз в противоположном направлении?

Насчет того — куда, философ тоже просветил нас в те поры. Сегодня вокруг понятия «национализм» ломается немало копий. Одни обзывают других националистами, а те отбиваются, объясняя, что их национализм — как раз и есть патриотизм.

Но нет — это вот, оказывается, что: «Превращение живого народного самосознания в отвлеченный принцип, утверждающий “национальное” как безусловную противоположность “универсального” и “свое родное” — как безусловную противоположность “чужеземного”. <…> Национализм основан на ложном разделении того, что в действительности неразрывно соединено. Все, что производилось ценного в истории, имело всегда троякий характер: 1) личный, 2) национальный и 3) универсальный. Всякое историческое творчество коренится в личных силах и дарованиях, обусловливается национальною средою и приводит к результатам всечеловеческого значения». Эх, до чего умно! Увлекательно следить за работой блестящего ума, приводящей к столь внятным результатам.

Но и к пугающим — это что ж мы, а? Даже не на одном месте топчемся, а дружно движемся навстречу нашему далекому прошлому, назад? К этому самому «ложному разделению»?

У Бунина есть рассказ «Косцы». Начинается так: «Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом березовом лесу поблизости от нее — и пели».

Он поясняет: «Они были “дальние”, рязанские. Они небольшой артелью проходили по нашим орловским местам, помогая нашим сенокосам…». И вот они «подвигались по березовому лесу и пели, сами не замечая того. И мы стояли и слушали их, чувствуя, что уже никогда не забыть нам этого предвечернего часа…».

Бунин с его волшебным умением понимать и чувствовать Россию пытается и нам передать, в чем же была «такая дивная прелесть их песни.

<…> Прелесть ее была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали и мы, и они, эти рязанские косцы. Прелесть была в том неосознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами — и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они, и мы с детства <…>. Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не дОлжно понимать, когда они есть». Вот и все. И не требуется для этого никого ненавидеть, тем паче убивать.

Собственно, опять к Владимиру Соловьеву. «Повсюду сознание и жизнь приготовляются к усвоению новой, истинной идеи патриотизма <…>: в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы».

«…Не разделяют, а соединяют…» — всем ли это сегодня понятно? Не похоже, что — всем. Скорее даже — мало кому.

А ведь не поняв это — куда двигаться? Только к трупам с дырками от пуль и осколков в голове.

Будучи очень далекой от философии, я придумала, кажется, кратчайшую доморощенную формулировку: Люби свое, не понося чужое.

Для многих сегодня это, похоже, трудно. А ведь стоит только задуматься…