Хотите научиться думать? | Большие Идеи

・ Феномены

Хотите
научиться думать?

Так как с неотъемлемым правом на жизнь?

Автор: Мариэтта Чудакова

Хотите научиться думать?

читайте также

Что такое Kickbox от Adobe

Дэвид Буркус

«Восток интересен тем, что он близок к вечности»

Юлия Фуколова

Утомленные инновациями

Мокер Мартин,  Росс Жанна

Пенсия для драйвера. Почему Олег Тиньков продает бизнес на пике успеха

Иван Просветов

Блог двенадцатый

Начну цитатой из моего детектива для юных читателей «Дела и ужасы Жени Осинкиной». Там двенадцатилетний Федя поставил себе жизненную цель — стать президентом России. А пока занимается с младшим приятелем изучением нашей конституции.

«Вот статья 20, часть первая — “Каждый имеет право на жизнь”. Ну, я на этом даже останавливаться пока не буду. Я уже давно знаю, что у нас эту статью вообще никто почти не понимает. <…> Они считают — зачем ребенку-инвалиду жить на свете?.. У нас полстраны, по-моему, думают, что человек должен доказывать свое право на жизнь…».

Только я успела это написать — месяца два спустя публикуется некое письмо: зачем сохранять жизнь детям, родившимся неполноценными? Ведь на поддержание их жизни идут наши деньги! Лишать жизни прямо в роддомах…

Главное: очень многие в интернете горячо автора поддержали.

Потом это все куда-то рассосалось.

А додумалось-то человечество до этого давно — аж в 1776 году: «…неотъемлемое <…> право на жизнь, свободу и на стремление к счастью» (Декларация независимости, принятая тринадцатью американскими штатами).

Листая книгу Ю. А. Левады, подаренную автором незадолго до смерти, вижу вопрос — как поступать с родившимися неполноценными. Один из предлагаемых ответов — ликвидировать. (Это очень наше, советское слово. Им заменяли слово «убить»).

В 1989 году с этим соглашается 25% опрошенных. На излете советского семидесятилетия право каждого человека на жизнь оценивалось весьма низко, каждый четвертый из сограждан — за «ликвидацию» тяжело больных детей.

В 1994-м таких уже 18%. В 1999-м — 11% (вот вам и «лихие 90-е»!.. Люди-то не ожесточились, получается, в те годы, а смягчились…).

Сегодняшние цифры (после запрета американцам усыновлять и лечить детей с тяжелыми болезнями: погубим на родине, но не отдадим проклятым янки) узнаю и расскажу.

За три недели до Октября Ленин заканчивает брошюру «Удержат ли большевики государственную власть?». Объясняет сомневающимся свой механизм удержания власти и приведения в движение аппарата управления. Им, оказывается, давно придуман беспроигрышный способ воздействия на чиновников-саботажников. «Хлебная монополия, хлебная карточка, всеобщая трудовая повинность являются в руках пролетарского государства, в руках полновластных Советов <…> таким средством, которое, будучи распространено на капиталистов и на богатых вообще…». Ну, таких, например, как отец Ленина (умерший), статский советник, инспектор народных училищ. Наверное, был достаточно обеспеченным человеком — кормил как-никак шестерых детей, давал образование.

«Это средство контроля и принуждения к труду посильнее законов конвента и его гильотины. Гильотина только запугивала, только сламывала активное сопротивление. Нам этого мало» (выделено нами). Не слабо.

В день Николая Чудотворца православным не положено было работать. Ленин издал 25 декабря 1919 года приказ — «...Надо поставить на ноги все чека, чтобы расстреливать не явившихся на работу из-за "Николы"»(пропустивших субботник).

Так как с неотъемлемым правом на жизнь?

В первые же послеоктябрьские дни новая власть отменила смертную казнь (введенную Временным правительством) — но, как скоро выяснилось, ненадолго. 7(20) декабря 1917 года Совнарком образовал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Уже в январе 1918 года Ленин уверяет, что «наша власть — непомерно мягкая», и призывает к беспощадности. В феврале германская армия наступает на Петроград, Совнарком объявляет: «Социалистическое отечество в опасности!», и ВЧК (глава — Ф. Дзержинский) получает право внесудебной расправы (расстрел на месте) с «неприятельскими агентами, спекулянтами, громилами, хулиганами, контрреволюционными агитаторами, германскими шпионами». «Агентов» и шпионов идентифицировали на месте, без всякого следствия, и они тут же получали свою пулю в голову. Да и спекулянты с хулиганами вряд ли заслужили именно смерть…

И понеслась… Впереди были расстрелы в подвалах Лубянки «по подозрению», по принадлежности к сословию, заведомо враждебному революции. И так далее. Формулируем кратко — люди России лишились права на жизнь — и надолго.

И вот теперь: кому и когда воздвигают памятники?

Памятник на городской площади — не книга (ее можно не брать в руки и не читать). Не картина — если не нравится, то можно не заходить в музее в тот зал, где она висит. А памятник волей-неволей видит всякий идущий по городу. Потому вопрос об установке памятника историческому лицу не может решаться большинством голосов. Не можем мы не считаться с теми, у кого расстреляны были родные (с посмертной реабилитацией, конечно, — «извините, погорячились, время такое было»), кто много лет жил с клеймом сына врага народа или сам прошел через ГУЛАГ — таких сегодня еще немало. Не считаться с тем, что они, каждый день проходя мимо памятника, будут видеть кровь, стекающую с рук главы ЧК. Получается настоящее насилие над этими людьми. За что?..

…Потому-то парижане сумели противостоять всем попыткам установить в столице статую Робеспьера (а больше двух веков прошло!). Единственная размещена в Пантеоне, а не в открытом городском пространстве. И очень сложно обстоит во Франции дело с памятниками Наполеону и топографическими знаками его памяти.

Да и британцы со своим Кромвелем, еще одним узурпатором права человека на жизнь, — даром, что в середине XVII века умер… Первый памятник — не в столице, заметьте, а в Манчестере. Спустя почти 220 лет — и все равно королева Виктория, узнав про это, ехать туда открывать новую ратушу отказалась. Второй (и единственный в Лондоне) памятник Кромвелю установлен в начале ХХ века — со скандалом, на частные пожертвования.

Так что есть тут над чем поразмыслить — тем, конечно, кто имеет вкус к этому занятию.