Помогите коллективу залечить раны | Большие Идеи

・ 20-21: Уроки стойкости
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Помогите коллективу
залечить раны

Лидеры должны понять переживания людей и помочь им обрести новый смысл

Автор: Дэвид Кесслер

Помогите коллективу залечить раны
3sign/Getty Images

читайте также

Шесть причин неудачных решений

Майк Эрвин

Попробуйте стать лидером пятого уровня

Джим Коллинз

Как перезапустить карьеру после 50 лет

Дори Кларк

Мера лидерства

Генри Минцберг

От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «2020: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно. Если наш контент помогает вам преодолевать трудности нынешнего кризиса, лучший способ поддержать HBR Россия — оформить подписку.

Как-то вечером я смотрел фильм в лос-анджелесском кинотеатре — и вдруг началось землетрясение. Оно продолжалось довольно долго. Хорошо помню, что зрители в зале разделились на три группы. Одни паниковали и хаотично перемещались, не понимая, что делать и куда бежать. Другие были спокойны и сразу направились к аварийным выходам, как гласило объявление перед началом сеанса. Наконец, третьи оставались на своих местах и уговаривали других успокоиться и продолжить просмотр.

С началом пандемии коронавируса я стал часто вспоминать тот вечер. Конечно, нынешний кризис не сравнить с землетрясением, но и то и другое — шок, и реакция моих знакомых и сотрудников компаний, которые я консультирую, очень похожа на реакцию людей в зале. Сейчас тоже есть те, кто не может справиться с шоком; те, кто следует инструкциям; и те, кто призывает других успокоиться и заняться привычными делами.

Сейчас, когда компании постепенно возвращаются к обычному рабочему распорядку, их руководство должно учитывать, что разным сотрудникам понадобится разная поддержка. Сейчас не время сверяться с директивами и рассылать всем одинаковые сочувственные сообщения. Необходимо помочь каждому справиться с его личным горем.

Доказано, что употребление такого серьезного слова — горе — помогает переживающим людям быстрее вернуться в норму. В конце марта, когда ситуация в США стремительно ухудшалась, HBR взял у меня интервью о горе в связи с пандемией. Мы говорили о коллективной тревожности из-за потери контроля, о радикальных изменениях в нашей жизни, о том горе, которое мы заранее переживаем, представляя себе потерю работы и смерть близких. То интервью разлетелось по всему миру и задело важные струны в душах людей. Я получил множество благодарностей от врачей, медсестер, других работников служб жизнеобеспечения и от людей самых разных профессий. Их реакция подтвердила: чтобы справиться с травмирующим опытом, нужно прежде всего найти для своих чувств подходящее слово.

Чувство горя неплохо изучено, и нам известны способы от него избавиться. В конце 1960-х Элизабет Кюблер-Росс выделила пять стадий умирания: это отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. Позднее мы с Элизабет рассмотрели их применительно к горю. Важно понимать, что эти стадии нелинейны, они не укладываются в предсказуемые временные рамки и не каждый человек проходит все пять стадий. Это не план переживания горя, а лишь некие ориентиры, помогающие узнавать и контролировать переживаемые эмоции.

Сейчас, когда люди возвращаются к работе или начинают общаться с вернувшимися, многие еще продолжают горевать. Разные люди могут находиться на разных стадиях горя, и понимать это должны все, от рядовых сотрудников до высшего руководства. Если у кого-то случаются вспышки гнева, нужно проявить терпение и позволить человеку выплеснуть эмоции: ведь так он переживает горе. Если кто-то не верит статистике, возможно, он проходит через стадию отрицания — и это тоже горевание.

Важно дать людям возможность прочувствовать эти стадии. Сегодня мы часто испытываем чувства по поводу собственных чувств. Порой мы печалимся — но говорим себе, что не стоит грустить, ведь другие пострадали больше. То же относится и к другим эмоциям. Но это не работает. Только позволив себе пережить стадии горя, пропустив через себя каж­дое ощущение, мы достигаем пятой стадии — принятия. И именно на этой стадии мы обретаем силу. Принимая пережитое, мы возвращаем себе контроль над ситуацией: ведь мы больше не сражаемся с истиной. Да, случилось страшное. Но что дальше?

КАК ПОДДЕРЖАТЬ ЛЮДЕЙ?

За время пандемии я пообщался с людьми из множества компаний, включая весьма крупные. Мой основной посыл был таков: избегайте единых политик для всех, не думайте, что всем нужна одинаковая поддержка. И помните, что ваши коллеги горюют не только из-за смерти близких или потери здоровья.

Лидеры должны позаботиться о трех группах сотрудников. Первая — обеспокоенные здоровые. Эти люди не заболели, никто из их близких не пострадал — но их тревожит происходящее. Возможно, они горюют из-за возможной потери работы, упущенных возможностей, утраты стабильности; из-за сорванных рабочих проектов, свадеб, семейных торжеств, отпусков и путешествий. Студенты тоскуют по любимым занятиям, выпускники вузов расстраиваются из-за отмены выпускных вечеров и других важных для них мероприятий. Все это очень веские поводы для переживаний.

Обеспокоенные здоровые люди также переживают горе ожидания, или упреждающее горе, — сильную тревогу по поводу будущих несчастий (вроде перечисленных выше) и их влияния на близких. В этой группе есть «преуменьшатели» и «пре­увеличиватели». Преуменьшатели пытаются справиться с тревогой, отрицая серьезность происходящего или одержимо надеясь на лучшее. Преувеличиватели, напротив, настроены крайне пессимистично. Истина же чаще всего где-то посередине. Работа помогает и тем и другим успокоиться и привести мысли в порядок.

Вторая группа — пострадавшие. Это те, кто переболел сам или у кого болели (но выздоровели или выздоравливают) близкие. Эти люди не воображают себе негативные сценарии — они уже пережили их. Им нужны поддержка и уважение. Некоторые нуждаются в консультации психолога и в другой помощи.

Наконец, третья группа — скорбящие. Они потеряли близких и оплакивают их, непосредственно проживая пять стадий горя. Многие из них еще далеки от принятия ситуации.

Даже просто признав, что эти три группы отличаются друг от друга, и постаравшись по-разному отнестись к горю людей, вы многое сделаете для их восстановления. Сотрудникам тоже стоит напомнить, что они не одинаковы: люди могут быть чувствительны к разным вещам. Например, если в коллективе есть преуменьшатель, его высказывания вроде «Поработали на удаленке пару месяцев, что в этом такого?» не понравятся переболевшим — и тем более тем, кто потерял близких.

Сейчас много говорят о вовлечении персонала. Консультируя компании, я всегда говорю: если кто-то из сотрудников переживает утрату, это шанс вовлечь его. Что удерживает людей в компании и подпитывает их преданность делу? Не зарплата и не проекты, над которыми они трудятся. Их держит благодарность боссу, который пришел на помощь в дни траура по близкому человеку. Признательность фирме, которая позаботилась о них во время тяжелой болезни, и коллегам, которые поддерживали связь в самые трудные времена. Помню, у одного рабочего, с которым я беседовал, заболела жена. Босс позвонил ему и спросил не о том, когда он вернется на работу, а о самочувствии жены.

Сегодня в компаниях немало горюющих людей. Какой подход найдут к ним работодатели в период возврата к привычному ритму? Чему эпидемия научила бизнес? Смогут ли организации превратить посттравматический стресс в посттравматический рост? Не попытаются ли без лишней рефлексии вернуться к прежним темпам работы, беспокоясь лишь о том, как восстановить привычный распорядок и компенсировать потери времени и выручки? Или же начальник пригласит подчиненного к себе в кабинет и спросит: «Как ты сегодня? Чем я могу помочь?» Именно с этого и начинается вовлеченность.

ОБРЕТЕНИЕ СМЫСЛА

Подобно прочим схемам, список пяти стадий переживания горя — лишь выжимка из более сложных концепций. Самой Элизабет Кюблер-Росс было горько видеть, как труд ее жизни начал сводиться к пяти словам. Люди стали воспринимать их как «пять простых шагов к преодолению горя» — но и она, и я всегда считали, что ничего простого здесь нет. В конце ее жизни мы много говорили о том, что принятие кажется людям финишной чертой переживания горя — но ни она, ни я не подразумевали такой трактовки. Многие думают, будто перестанут горевать, достигнув стадии принятия. Мы с Элизабет размышляли, какие стадии следуют за принятием — может, надежда или обретение смысла? Я начал делать заметки о том, что происходит дальше.

В 2016 году умер мой младший сын Дэвид. Я отменил все планы и несколько недель не выходил из дома. Мне было так тяжело, как я и представить себе не мог. В какой-то момент мне попались на глаза те заметки об обретении смысла. Боль не ушла — но стала не такой сильной. Я начал общаться с людьми, пережившими подобное горе, и оказалось, что они чувствовали то же самое.

Мне не хотелось останавливаться на принятии. Я заметил, что дольше всех горюют те, кто не может обрести новый смысл. Я начал рассматривать обретение смысла как шестую стадию переживания горя. Семья и фонд Кюблер-Росс разрешили добавить его в список стадий. Полагаю, после пандемии многим потребуется пройти через эту шестую стадию.

Я не говорю о том, что нужно найти смысл в пережитом кошмаре. Напротив: смысл можно обрести — или создать — после случившегося. Речь не идет о попытке найти оправдание утрате: ее цена всегда будет бесконечно высокой. Однако ново­обретенный смысл поможет залечить раны от болезненных воспоминаний и продолжить жить дальше.

Смысл принимает разные формы. Его может принести попытка вспомнить ту радость, которую доставляли вам какие-то люди или занятия до того, как случилось страшное. Порой смысл приходит через ритуалы, проводимые в память о трагедии. Еще одна форма смысла — благодарность. Лично меня наполняет благоговением и признательностью мысль о врачах и других людях, которые самоотверженно помогают нам пережить кризис, зачастую рискуя здоровьем за скромную зарплату. Смысл можно обрести, превратив свой печальный опыт во что-то полезное для других. Смысл приходит и в те моменты и через те действия, которые помогают вам хоть немного почувствовать себя лучше.

На поиск смысла может уйти много времени. Это индивидуальный процесс: ведь только вы сами способны отыскать для себя смысл. И это не обязательно будет чем-то сложным и глубоким. В книге «Finding Meaning» я рассказываю о Марси — женщине, потерявшей отца. Однажды ей понадобились марки, и продавец предложил на выбор варианты с разными рисунками. Марси было все равно — но она вдруг заметила марки с изображением комика Дэнни Томаса. Когда-то они с отцом обожали вместе смотреть ситком «Шоу Дэнни Томаса». Это было любимое воспоминание Марси, и она купила эти марки. Женщина не поместила их в рамку и не сохранила как святыню — она использовала марки по назначению. Но оплачивая счета и отправляя письма, она каждый раз с нежностью вспоминала отца. Так Марси обрела смысл.

Важно понять: тяжелые потери — это не проверка. Переживая утрату, люди часто воспринимают ее как тест: смогут ли они справиться, смогут ли противостоять чувствам? Но несчастья просто случаются — и все. В этом нет никакой проверки; это самое настоящее горе. Но после него нужно найти новый смысл.

Вероятно, пандемию мы осмыслим быстрее, чем многие другие кризисы, ведь мы долгое время переживаем ее все вместе. Для себя я уже открыл некий смысл: он состоит в написании статей, подобных этой. Стоило ли ради этого переживать пандемию? Разумеется, нет. Но написание статей целебно. Все это не значит, что мы забудем о случившемся или что оно не будет причинять нам боль; просто эта боль потеряет власть над нашей жизнью. Если мы признаем, что кризис привнес в нашу жизнь и жизнь окружающих нечто значимое, — мы начнем исцеляться. Мы продвинемся вперед в переживании горя.

Я искренне надеюсь, что вы обретете смысл очень скоро, если еще не нашли его. Надеюсь, что работа станет тем местом, где люди смогут его отыскать — где коллеги поддерживают друг друга, а руководители заботятся о подчиненных и позволяют им горевать.

Пандемия — это лишь период в жизни каждого из нас; она закончится. Мы будем помнить ее как очень тяжелое время. Но возврат к новой нормальности, в процессе которого нам нужно называть горе горем, помогать друг другу достичь стадии принятия и обрести смысл, будет продолжаться. Лидерам этот процесс откроет возможности для развития.

Об авторе

Дэвид Кесслер (David Kessler) — крупнейший специалист в области переживаний, автор книги «On Grief and Grieving» (в соавторстве с Элизабет Кюблер-Росс). Его последняя книга называется «Finding Meaning: The Sixth Stage of Grief» (2019). Дэвид — основатель сайта www.grief.com.

От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «2020: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно. Если наш контент помогает вам преодолевать трудности нынешнего кризиса, лучший способ поддержать HBR Россия — оформить подписку.