читайте также
От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «2020: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно. Если наш контент помогает вам преодолевать трудности нынешнего кризиса, лучший способ поддержать HBR Россия — оформить подписку.
По всему миру подскочил уровень безработицы из-за кризиса, вызванного COVID-19 и его экономическими последствиями. Десятки миллионов американцев нуждаются в трудоустройстве, и уровень занятости в стране предположительно будет рекордно низким еще много лет. Во многих других странах ситуация тоже вопиющая. Правительства медлят, снимая ограничения с экономик, чтобы защитить население от второй смертоносной волны инфекции. Если не появится вакцина, в какой-то момент могут понадобиться новые локдауны. Всемирная торговая организация предсказывает, что целое поколение вырастет в условиях самого мощного в истории упадка международной коммерции, а внепартийное Бюджетное управление Конгресса полагает, что экономика США полностью восстановится только к 2030 году (да, через 10 лет).
В начале 1970-х годов Марк Грановеттер провел эпохальное исследование того, как люди находят работу. Его результаты релевантны и сейчас, несмотря на произошедшие существенные изменения в списке профессий и должностей и процессе найма. Изучая соискателей, относящихся к высококвалифицированным, техническим и управленческим кадрам, Грановеттер обнаружил, что большую часть рабочих мест (и особенно хороших) люди получают не откликаясь на вакансии или используя другие официальные средства взаимодействия с работодателями, не отправляя резюме в ответ на объявления о поиске сотрудников (которые тогда публиковались в газетах, а сейчас размещаются в интернете), а через знакомых, рассказавших им о вакансии или порекомендовавших их кому-то внутри организации-работодателя.
Соискатели предпочитали этот подход и отмечали, что он давал им возможность добыть (и передать) больше информации. Те, кто трудоустраивался, также получали в среднем более высокую зарплату и чаще были «очень довольны» своей должностью. Некоторые рабочие места, по словам соискателей, создавались специально под них с учетом их навыков, знаний и опыта. Проработав более 30 лет в сфере поиска руководящих сотрудников, я убедился, что большинство работодателей тоже предпочитает работать именно таким образом.
Однако критически важно понимать, какие из ваших личных контактов — самые полезные. Грановеттер также обнаружил, что более велика вероятность найти работу через знакомых, с которыми вы не контактируете близко, редко разговариваете и работаете в разных сферах. Он обозначил это явление чудесным выражением «сила слабых связей». С тех пор многие другие исследователи подтвердили, что разветвленная сеть личных контактов — лучший инструмент для поиска новой работы. Вы могли познакомиться с этими людьми в своем квартале, вузе или школе, студенческом сообществе, спортивной или досуговой группе или даже в отпуске, где вы пересеклись один раз. Мне кажется, что проработка этих связей — единственная стратегия трудоустройства, которая может позволить вам получить отличную должность в поистине сложные времена, которые мы сейчас переживаем. И прорабатывать их нужно дисциплинированно. Как именно это делать, я расскажу ниже.
Создайте список контактов
В первые 20 лет работы консультантом по поиску руководящих сотрудников я старался каждый день находить время, чтобы помочь хотя бы одному человеку, оказавшемуся без работы или желающему ее сменить. В результате я встретился примерно с 4 тыс. соискателей, причем со многими из них — в Аргентине, так как экономика этой страны была в плачевном состоянии. Например, в 2001 году она пережила крупнейший в истории дефолт по государственному долгу, и ее годовой ВВП упал на 30%. Это сопровождалось девальвацией аргентинской валюты на 300%. Вот что я советовал в те страшные дни: «Составьте список из 100 (да, целых ста!) человек, с которыми у вас слабые связи, никак с ними не контактируя». Какой в этом смысл? Во-первых, простая статистика. Возможность того, что каждый из этих людей поможет вам найти идеальную работу, будет очень мала, поэтому нужно сделать много попыток, чтобы повысить вероятность успеха. Во-вторых, что также важно, из-за «слабости» этих связей для вас не будет очевидно, кто именно может помочь лучше всех. Работая над расширением этого списка, вы добавляете туда самых неожиданных людей, в том числе по-настоящему выдающихся. Вполне естественно включить в него бывших начальников, коллег и преподавателей, консультантов, адвокатов, аудиторов, поставщиков, клиентов и так далее. Некоторые будут потенциальными работодателями, другие — источниками информации. Ищите знакомых в тех секторах, которые в ближайшие годы могут быть в лучшем состоянии, а также тех отраслях, где вы очень хотите работать.
Далее расставьте всех людей, включенных в список, по порядку на основании двух факторов — насколько привлекательны возможности, которые могут от них исходить (здесь имеет значение, в какой компании они работают и кем, а также какие у них связи) и насколько они готовы вам помочь (это зависит от качества ваших отношений, какой бы ни была дистанция между вами).
Выходите на связь
Возможно, вы предполагаете, что я посоветую вам в первую очередь выйти на связь с человеком, возглавляющим ваш список. Это не так. Начните лучше с десятой строчки или около того. Вы будете нервничать, напрягаться, даже стесняться поначалу, будете совершать ошибки. Поэтому наберитесь уверенности в ходе нескольких переговоров с людьми, которыми вы меньше дорожите, и затем начните общаться с самыми многообещающими знакомыми. Постарайтесь побыстрее проработать первые 30 строк своего списка. В идеале это должно занять не более неделю или двух. (Если за это врмя вам повезет найти больше одной возможности трудоустройства, в идеале стоит рассматривать их все одновременно.)
Конечно, все разговоры будут разными, в зависимости от личностных особенностей каждого человека, исходящих от него возможностей и ваших предшествующих отношений. Но всем нужно откровенно сказать, почему вы вышли на связь, какую должность хотите получить и что можете предложить. Люди, у которых есть положительный опыт работы с вами, с большей вероятностью помогут вам, но они не смогут это сделать, если не будут знать или понимать, что вам нужно и на что вы рассчитываете.
Завершение процесса
Принимая решение, когда закончить процесс поисков работы среди знакомых, вы можете совершить две ошибки. Если знакомых, к которым вы обратитесь, будет слишком мало, вы можете не найти ни одной возможности. Если их будет слишком много, вы можете потратить драгоценное время на менее привлекательные возможности, и это помешает вам сосредоточиться на лучших из них. Ключ к успеху здесь — остановиться, когда полученных вами наводок будет хватать для того, чтобы ваши шансы трудоустроиться стали достаточно высоки. Представьте, например, что в результате дисциплинированной работы над списком и переговоров с вошедшими в него людьми вы вышли на трех потенциальных работодателей. Вы предполагаете, что вероятность устроиться к первому из них — 50%, ко второму — 40%, к третьему — 30%. Возможность получения хотя бы одного предложения о трудоустройстве легко рассчитать по формуле «1 минус приведенное произведение дополнительных вероятностей», то есть 1 — (0,5х0,6х0,7) = 79%. Если вы предпочитаете быть на 90% уверенными, что получите работу, вам нужно продолжать контактировать с потенциальными работодателями.
Как правильно оценивать эти возможности? Просто рассуждайте. Если вы один из трех претендентов на должность, вышедших в финал отбора, ваши шансы на успех составляют 1/3, то есть 33%. С другой стороны, некоторые наводки могут оказаться настолько ненадежными, что только одна из 50 приведет к трудоустройству. Это двухпроцентная вероятность. Однако вам не стоит отбрасывать даже такие возможности! Если вы выйдете на связь со 100 потенциальными работодателями, которые могут нанять вас с вероятностью 2%, возможность устроиться хотя бы к одному из них составит 87%, так как 1 — 0,98100 = 87%.
Каждый раз максимально оптимистично оценивайте свои шансы и не слишком беспокойтесь по поводу точности своих прогнозов на данном этапе. Когда вы начнете (или не начнете) получать ответы от каждого из ваших контактов, эти вероятности начнут возрастать (при наличии взаимного интереса) или уменьшаться. В итоге почти все они сведутся к нулю и только немногие станут существенными. Я разработал инструмент, который может помочь вам отслеживать эти изменения. Его можно скачать здесь.
Управляйте возможностями
Можно надеяться, что на данном этапе у вас будет несколько вариантов возможного трудоустройства. Чтобы не растерять эти возможности и в то же время продолжать контактировать с людьми из вашего списка слабых связей, вам нужно проактивно применять результаты каждых многообещающих переговоров, в частности, выходить на связь с теми, кого вам в ходе них порекомендуют. Это может быть непросто! Но и здесь вам поможет инструмент, предложенный выше. Это полностью автоматизированная таблица Excel, включающая в себя ряд интуитивно понятных макросов, которые помогают сортировать контакты по имени, статусу (источники информации или потенциальные работодатели), компании, запланированным действиям и срокам, вероятности трудоустройства и приоритетности. Он также автоматически рассчитает совокупную вероятность трудоустройства хотя бы в одну компанию, чтобы вы могли объективнее оценить, когда переходить от сбора вариантов к завершению этого процесса.
Финишная прямая
Общаясь с потенциальными работодателями, вам, конечно, стоит следовать стандартным советам по трудоустройству. Прежде чем отправить свое резюме, обновите его и позаботьтесь о том, чтобы оно выделялось на общем фоне. Перед интервью, которое на данном этапе пандемии, скорее всего, будет виртуальным, ознакомьтесь с передовыми практиками. Подготовьтесь, чтобы рассказать о себе и ответить на вопросы (например, на такие: «Как вы действовали, чтобы преодолеть конфликт/когда возглавляли большую команду/когда руководили инициативой по изменению деятельности компании?»). Готовьтесь и практикуйтесь. Найдите светлую комнату с хорошим освещением и примите в расчет специфические проблемы, которые могут возникнуть во время онлайн-интервью.
Не забудьте тщательно обдумать свои приоритеты, предпочтения и свою высшую цель, а также сопоставить их со всеми потенциальными рабочими местами. Пополняйте список новыми возможностями и задачами по мере продолжения переговоров. Для самых приоритетных потенциальных работодателей составьте достойный список людей, которые могут вас порекомендовать. Сообщите этим людям, что работодатели могут обращаться к ним по поводу вас. Изучите каждую организацию и ее целевые рынки. И, по совету венчурного инвестора Джеффа Бассгэнга, приходите с подарками — например, предложите несколько идей или сделайте что-то в помощь какому-нибудь проекту потенциального работодателя. Так вы продемонстрируете серьезность своих намерений и результаты своей деятельности.
Комбинированный пример
Давайте рассмотрим случай Хуаны — вымышленного персонажа, сочетающего в себе особенности нескольких профессионалов, с которыми я работал. Она родилась в США в семье эмигрантов из Мексики, относящейся к рабочему классу. Впервые устроилась на работу в старших классах — в известную сеть быстрого питания. К 19 годам стала менеджером ресторана и поступила учиться на бухгалтера. После выпуска устроилась в консалтинговую фирму из «большой тройки», стала дипломированным бухгалтером-ревизором, затем всего за несколько лет доросла с позиции аналитика до менеджера. В ноябре 2019 года по приглашению одного из клиентов — международной сети отелей — устроилась руководителем его международных проектов в области кадровой аналитики. Затем начался кризис, вызванный COVID-19. Возглавляемый Хуаной проект отменили, и 31 марта ее сократили. У них с мужем две дочери, ипотека и пожилые родители. Ей нужна работа. Неделю она потратила на составление списка контактов. 5 апреля она разослала по электронной почте 35 писем самым очевидным источникам информации и потенциальным работодателям: нескольким менеджерам и коллегам из консалтинговой фирмы, некоторым бывшим преподавателям, дяде и кое-кому из однокурсников. По ее оценкам, вероятность трудоустройства через каждого из этих людей варьировалась в диапазоне от 10 (для ее последнего начальника) до 2% (для большинства контактов). Как видно по представленному ниже снимку экрана компьютера, совокупная вероятность получения хотя бы одного предложения о трудоустройстве от первой группы составляла всего 55%.
Поэтому 10 апреля Хуана написала еще 30 людям из своего списка, в том числе нескольким бывшим начальникам из сети быстрого питания, всем бывшим клиентам из консалтинговой фирмы и еще некоторым знакомым. Тогда совокупная вероятность получения хотя бы одного предложения о трудоустройстве доросла до 78%. Но Хуане этого было мало! 15 апреля она отправила еще шесть писем, в том числе Пабло Родригесу — бывшему директору по кадрам представительства той самой сети быстрого питания в Латинской Америке. Она встретилась с ним всего один раз на международной корпоративной конференции, в ходе которой она получила награду «Лучший менеджер ресторана». Хуана не получила ответа от большинства из 71 адресатов своих писем, но человек десять ответило, в том числе один ее бывший руководитель, который хотел, чтобы она пришла работать в его стартап, специализирующийся на электронной коммерции (возможность устроиться туда она оценила в 40%) и еще один менеджер, пожелавший, чтобы она вернулась в его компанию (35-процентная вероятность трудоустройства). Было и еще три многообещающих возможности.
К 18 апреля, меньше чем через три недели после увольнения Хуаны, верхняя часть ее таблицы, отражающей процесс поиска работы, выглядела так:
Достигнув 93-процентной совокупной вероятности получения работы, Хуана решила перейти от сбора вариантов к завершению процесса. Она рассортировала свои возможности по приоритетности, а не по вероятности получения оффера, и получила следующий результат:
Должность в стартапе в области электронной коммерции, получение которой Хуана считала наиболее вероятным, была для нее привлекательна, потому что она уже работала с основателем этого бизнеса, а также из-за финансовых преимуществ, которые могло дать такое сотрудничество. Однако это было бы рискованное начинание, требующее напряженной работы, в том числе сверхурочной. На втором месте по степени вероятности трудоустройства оказалась консалтинговая фирма, где Хуана работала раньше. Ей нравились сама фирма и коллеги, но политика предприятия подразумевала, что она вернется на прежнюю должность с прежней зарплатой. Кроме того, Хуана не была уверена, что хочет снова работать в консалтинге.
Как ни удивительно, во главе ее рейтинга оказалась альтернатива, предложенная Пабло Родригесом, который за несколько лет до этого ушел из сети быстрого питания в фонд, специализирующийся на поддержке нуждающейся молодежи из Латинской Америки. Эта организация, созданная 15 лет назад и быстро развивающаяся, помогала выпускникам латиноамериканских школ готовиться к трудоустройству, получать и сохранять хорошую работу. Пабло предположил, что Хуана может помочь ему, возглавив цифровую трансформацию фонда, которая позволила бы этой организации существенно расширить охват клиентов (в том числе за счет американцев латиноамериканского происхождения) и одновременно снизить затраты. Эта деятельность подразумевала более низкую зарплату, чем все остальные должности, на которые претендовала Хуана, но позволяла ей работать из дома, вернуться к своим корням и принести пользу латиноамериканскому сообществу.
Хуана сообщила, что очень заинтересована в этой работе, и несколько раз беседовала в Zoom с Пабло, а также генеральным директором и основателем фонда. Она самостоятельно провела исследование потребностей малообеспеченной латиноамериканской молодежи в Южной Америке и США и подготовила подробный план цифровой трансформации. 20 апреля состоялось ее итоговое собеседование, на котором она действовала блестяще. Меньше чем через три недели после сокращения она устроилась на работу, от которой была в восторге.
Возможностей стало больше
Грандиозный экономический, социальный и даже геополитический кризис, вторгшийся в нашу жизнь, еще в самом начале. Он будет глубоким, долгим и всеобъемлющим.
Хотя рынок труда в ужасном состоянии, практические условия для поиска новой работы вообще-то улучшились. Большая часть работодателей может — и рассчитывает — провести собеседование с вами виртуально. Если вы трудоустроены и работаете из дома, вы можете сколько угодно контактировать с работодателями, не объясняя, почему вам надо отлучиться из офиса. Если у вас нет работы, вы сможете искать ее по всему миру, так как удаленка стала повсеместной. Локдауны также подарили нам исключительную возможность как следует обдумать и переоценить, что для нас важнее всего. Мы можем творчески переосмыслить свою идентичность и начать движение к улучшенным и счастливым версиям себя. Вероятно, кризис дал вам шанс найти отличную работу, лучше соответствующую вашим талантам, целям, амбициям. Если вы будете следовать описанному выше процессу, эта вероятность станет очень высокой. Он уже помог тысячам людей, которых я консультировал и в легкие, и в трудные времена. Я искренне надеюсь, что он прекрасно сработает и для вас!
Об авторе. Клаудио Фернандес-Араос (Claudio Fernández-Aráoz) — научный сотрудник Гарвардской школы бизнеса, автор книги It’s Not the How or the What but the Who (Harvard Business Review Press, 2014; российское издание — «Окружи себя лучшими», МИФ, 2016). Более 30 лет работал в фирме Egon Zehnder, специализирующейся на поиске руководящих сотрудников, в качестве партнера и члена исполнительного комитета.
От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «2020: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно. Если наш контент помогает вам преодолевать трудности нынешнего кризиса, лучший способ поддержать HBR Россия — оформить подписку.