Хотите выжить? Станьте визионерами | Большие Идеи
20-21: Уроки стойкости
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Хотите выжить? Станьте визионерами

Джек Фуллер , Мартин Ривз
Хотите выжить? Станьте визионерами
Иллюстрация: Kirsten Ulve

От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «2020: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно. Если наш контент помогает вам преодолевать трудности нынешнего кризиса, лучший способ поддержать HBR Россия — оформить подписку.

Сейчас никому не нужно объяснять, что такое «кризисный менеджмент». Когда происходит что-то неожиданное и масштабное, мы рефлективно хотим защититься от изменений — а потом понять их и взять их под свой контроль. Кризис — это непредсказуемый враг, и мы хотим приручить его, чтобы все стало как раньше.

Но может быть, как раньше уже никогда не станет. Пандемии, войны и другие социальные кризисы зачастую порождают новые взгляды, потребности и привычки, к которым приходится приспосабливаться. Нужно искать новые возможности и направления и пользоваться ими. Мы считаем, что именно от воображения — то есть от способности создавать, развивать и использовать мысленные модели вещей или ситуаций, которых пока не существует, — зависит, сможете ли вы это сделать.

Сохранить креативность во время кризиса особенно тяжело. Компании, которым это удастся, могут приобрести значительную выгоду. Во время кризисов и рецессий 14% компаний опережают как собственные исторические показатели, так и своих конкурентов, потому что инвестируют в новые направления развития. Например, Apple в 2001 году — когда экономика США была в рецессии, а выручка компании упала на 33% — выпустили первый iPod. Несмотря на кризис, в Apple поняли, что iPod сможет преобразить их портфель продуктов и услуг, и более чем на 10% увеличили расходы на НИОКР. Открытие магазина iTunes (2003 год) и запуск новых моделей iPod (2004 год) ознаменовало начало эпохи быстрого роста.

Воображение поможет вам не просто приспособиться к новым условиям, а изменить их к своей выгоде. Но для этого нужно разработать сразу несколько планов на нескольких временных горизонтах, каждый из которых требует своего стиля мышления. Например, в текущем кризисе COVID-19 нужно: 

  • Сначала быстро защититься от текущих проблем.

  • Затем разработать меры, чтобы выжить во время рецессии, которая, скорее всего, начнется после пандемии.

  • По мере ослабления рецессии нужно задуматься о росте: изменить портфель предложений и каналы распространения, чтобы извлечь максимум из восстанавливающегося спроса.

  • Чем дальше, тем легче будет влиять на ситуацию, и компании-визионеры перейдут к переосмыслению, то есть к поиску креативных стратегий, которые дадут им новые возможности в сложной ситуации.

Иными словами, восстановление и адаптация уступают место классическому планированию, а затем и визионерству, которое уже требует воображения.

Какие меры компании принимают в ответ на COVID-19?

Мы недавно опросили 250 мультинациональных компаний о том, какие меры они принимают во время пандемии. Большинство из них приняли широкий пакет защитных мер, но только немногие уже достигли стадии поиска и разработки стратегических возможностей.

Примечание: ответы даны 1 апреля 2020. Из-за округления не все суммы равны 100%. 

Еще в одной нашей статье мы рассказали, каким может стать мир после пандемии и как различить временное и постоянное изменение спроса. Но как сохранить воображение, чтобы оно не стало первой жертвой кризиса?

Как сделать свою компанию более креативной

На основании исследования для нашей новой книги о визионерских корпорациях мы разработали семь правил.

1. Выделяйте время на размышления

Во время кризиса на руководителей и менеджеров ложится огромная нагрузка, времени у них становится еще меньше, чем обычно, и легко полностью отказаться от отдыха и размышлений. Но мы не сможем увидеть общую картину — и тем более представить себе будущее — пока не отступим на шаг назад.

Как правило, руководители действуют на основе своих инстинктов (тех, что принято называть системой «бей-беги»). Эта система призвана помогать нам в сложных ситуациях — например, когда мы убегаем от хищника. Инстинкты сужают наше поле зрения. Но многие забывают о парасимпатической системе (системе «отдыхай и переваривай»), которая управляет нашим телом и умом, когда мы отдыхаем. Представьте себе, как первобытные люди возвращались домой после тяжелой охоты, обдумывали события дня и воображали, как добиться большего в следующий раз.

Вам тоже нужно создать такой ритм и найти баланс между действием и размышлением. Вот несколько способов выйти из режима «бей-беги» и перейти в режим рефлексии:

  • Несколько раз глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть

  • Не торопиться во время еды

  • Слушать или играть музыку

  • Позволить себе прогулку без телефона

2. Задавайте активные, открытые вопросы

Во время кризиса мы, скорее всего, не сможем быстро получить ответы на наши вопросы, поэтому особенно важно правильно их ставить. Сейчас на ум сами собой приходят пассивные вопросы — например, «Что с нами случится?» Но чтобы изменить события в свою пользу, нужно задавать активные вопросы: «Как нам создать новые возможности»?

С помощью воображения можно выйти за пределы известного и поставить вопросы, которые помогут вам найти свежие идеи и подходы. Вот несколько вопросов, которые могут оказаться полезными во время нынешнего кризиса:

  • Какие потребности или продукты сейчас выходят на первый план?

  • Какие потребности клиентов еще не решены?

  • Чего мы не делаем для наших клиентов?

  • Если бы мы начинали строить компанию сейчас, чем бы мы занялись?

  • Почему постоянные клиенты продолжают пользоваться нашими услугами?

3. Разрешите себе играть

Во время кризиса нужно быть серьезным и помнить о целях. Но когда нам тяжело, мы легко забываем, что люди умеют отвлекаться, играть и импровизировать. С биологической точки зрения, игра — это способ безопасно и быстро учиться. Например, когда детеныши животных понарошку дерутся друг с другом, они очень эффективно готовятся их к настоящим дракам в будущем.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Следи за собой, будь «вечно занят»
Амитава Чаттопадхай,  Джихи Кристин Ким,  Моника Вадхва
Не до грибов
Марина Иванющенкова
О чем говорить с клиентами в соцсетях
Бланка Изабель Эрнандес Ортега,  Майкл Станко,  Ришика Ришика,  Франсиско-Хосе Молина-Кастильо,  Хосе Франко