читайте также
Жизнь есть только в онлайне! Так думали многие, когда весной во время локдауна было закрыто все и резко вырос спрос на онлайн-сервисы. Кое-кто даже предрекал скорую смерть офлайн-бизнесам. Но как только ограничения были сняты, магазины снова заполнились покупателями, а в спортивных клубах к тренажерам выстроились очереди. Оказалось, если у людей есть выбор, они предпочитают получать определенные услуги «вживую».
Потребительский спрос непостоянен, а пандемия добавила неопределенности, и для многих компаний наступили тяжелые времена. Большинство людей сейчас тратят деньги только на самое необходимое. По данным исследования Future Consumer Index компании EY, во время пандемии около 15% россиян существенно снизили свои расходы (в основном на отдых и одежду), 31% перешли в режим сбережений и накопления запасов. А после пандемии 46% респондентов собираются экономить или тратить еще меньше. По прогнозам ТПП, в России могут закрыться несколько миллионов компаний.
Однако организации, которые быстро перестроятся, не только выживут, но и усилят свои позиции. Как пишут Майкл Якобидес и Мартин Ривз, 14% крупных компаний, прошедших четыре последних кризиса, сумели увеличить объем продаж. В смутные времена есть хорошие шансы и у небольших бизнесов, не обремененных громоздкими структурами и бюрократией. Чтобы найти возможности для роста и изменить свою бизнес-модель, недостаточно увидеть изменения в потребительском поведении — необходимо проанализировать, насколько долгосрочными они являются. Например, онлайн-торговлю наверняка ожидает рост, но офлайн-мероприятия люди посещать не перестанут. В своей статье Якобидес и Ривз предлагают технологию, которая поможет оценить сдвиги в потребительских привычках, найти точки роста и эффективно перераспределить капитал.
Разворачивая компанию и меняя курс, важно сохранить лояльную аудиторию, партнеров и ключевых сотрудников. Плохо выстроенные коммуникации со стейкхолдерами могут поставить под удар все предприятие. Исследование Рори Макдоналда и Роберта Бремнера показало, что людям не нравятся необъяснимые повороты событий, а непоследовательность в действиях грозит потерей доверия к компании и нежеланием ее поддерживать. О том, что и как говорить заинтересованным сторонам при трансформации бизнеса, читайте в номере.
Об авторе. Марина Иванющенкова — главный редактор журнала «Harvard Business Review Россия».