читайте также
От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «2020: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно. Если наш контент помогает вам преодолевать трудности нынешнего кризиса, лучший способ поддержать HBR Россия — оформить подписку.
Кризис, вызванный пандемией COVID-19, создает большие перегрузки для менеджеров среднего звена. Кому-то пришлось смириться со снижением зарплаты, увольнять сотрудников и сообщать плохие новости как начальству, так и подчиненным. Вы неделями работаете из дома и испытываете стресс, так как не видите света в конце тоннеля. Как можно не терять из виду главного и сохранять позитивный настрой во времена неопределенности? Как научиться по-другому воспринимать ситуацию, с которой вы столкнулись? Кому можно пожаловаться на жизнь? И что можно сделать, чтобы перезарядиться, если большинство привычных средств недоступны?
Что говорят эксперты
Сегодняшняя кризисная ситуация сказывается на психическом состоянии менеджеров, говорит Джейкоб Хирш, преподаватель Университета Торонто. «Это период большой неопределенности, — говорит он. — Менеджеры не знают, что и как им делать». Чтобы успешно пережить этот кризис, важно уметь справляться с эмоциями, говорит Рич Фернандес, CEO Search Inside Yourself Leadership Institute, некоммерческой организации, предлагающей программы развития осознанности и эмоционального интеллекта. В такие времена качество лидерства зависит от того, «как вы воспринимаете стресс и насколько хорошо умеете адаптироваться к неблагоприятным обстоятельствам и справляться с ними», говорит он. Вот несколько рекомендаций, как менеджерам справиться с текущей ситуацией.
Относитесь к себе с состраданием
По словам Фернандеса, самое важное лидерское решение, которое вы можете принять во время кризиса, — это решение проявить сочувствие к самим себе. «Это не значит, что можно совсем ничего от себя не требовать, искать отговорки или довольствоваться тем, что есть», — поясняет он. Скорее это означает «относиться к себе» более мягко и с сочувствием. Спросите себя: «Как бы меня подбодрил и поддержал старый друг или наставник, желающий мне самого лучшего?» Сочувствие «создает призму доброты и доброй воли, через которую можно взглянуть на все, что вы делаете», говорит он. Слишком многие менеджеры критикуют себя за малейшую ошибку и каждое принятое «неоптимальное решение». Но самобичевание вредит вашему психическому и физическому здоровью, а также не идет на пользу окружающим. «Тяжело двигаться вперед, когда вы заняты самокритикой», — говорит он.
Подумайте о своей цели
Одна из причин, по которой кризис, вызванный COVID-19, так болезненно сказывается на нас, говорит Хирш, заключается в том, что «цель нашей жизни связана с будущим», но в данный момент будущее выглядит неопределенно. Возможно, вы планировали попросить повышение для некоторых членов вашей команды, или готовились к запуску смелого нового проекта, или даже думали о смене карьеры. «Когда планы отменяются, легко потерять ощущение того, кто вы и куда, на ваш взгляд, движется ваша карьера, — говорит он. — Вы чувствуете, что застряли». Чтобы перегруппироваться, он рекомендует «подумать о своих ценностях» и «сосредоточиться на том, что действительно важно в вашей жизни и работе». Выделите время и подумайте о том, «что придает вам энергии и вдохновляет вас». Спросите себя: «Что важно для меня? Что стоит защищать? За что стоит цепляться?» Затем вы должны активно работать над тем, чтобы не терять «понимание цели». Возможно, движение к ней для вас и вашей команды временно откладывается, «но попытайтесь не упускать из виду общую картину». Напомните себе, «почему вы и ваша команда хотели этим заниматься», и затем подумайте, как приспособиться к текущим обстоятельствам.
Переосмыслите ситуацию
Если смотреть на проблемы, связанные с COVID-19, исключительно с точки зрения «разочарования и тревоги, вам будет тяжело», говорит Хирш. Но если попробовать взглянуть на них как на возможности и творческую инновационную задачу, то, скорее всего, вы покажете себя с лучшей стороны. Например, вы высоко цените наставничество и развиваете отношения с людьми, с которыми работаете. Ваш внутренний пессимист может горевать, что из-за социального дистанцирования вы не можете лично общаться с коллегами. Однако ваша оптимистичная сторона «конкретно думает» о новых возможных способах взаимодействия с сотрудниками. «Существует огромная потребность в наставничестве, люди изголодались по подобной помощи, — говорит он. — Спрос значительно возрос, так как же вам удовлетворить возросшую потребность?» Ваша задача — увидеть «другой пейзаж» свежим и оптимистичным взглядом.
Заставляйте себя мыслить позитивно
«Трудно поддерживать оптимистичный настрой» во время глобальной пандемии, но это один из тех периодов в вашей жизни и карьере, когда вы должны заставлять себя мыслить позитивно, говорит Фернандес. Поразмыслите о том, «как вы объясните себе текущую задачу». Считаете ли вы коронавирус постоянной и повсеместной угрозой? Или признаете, что сложные обстоятельства являются временными? Воспринимаете ли вы это бедствие как личное? Или способны признать, что множество людей оказались в одной лодке? Если вы относитесь к тем, кто воспринимает эпидемию как катастрофу, постарайтесь проявить бдительность и «не скатиться в кроличью нору отрицательных эмоций», советует он. «Когда вы думаете и общаетесь с этой позиции, происходит эмоциональное заражение, и ваша команда, вероятно, пострадает от его последствий. Для борьбы с пессимизмом он рекомендует «отключаться» от работы и новостей. «Найдите способы перезарядиться, — говорит он. — Если можете, выйдите на свежий воздух и солнце». Пообедайте с любимым человеком или устройте виртуальный перерыв на кофе с другом. Делайте, что можете, советует Хирш, чтобы «найти проблески надежды и возможностей».
Старайтесь делать то, что получается
Вы и ваша команда столкнулись с «разочарованием из-за проблем, которые невозможно решить за день, неделю или месяц», говорит Хирш. В качестве средства он рекомендует поискать «точечные, ограниченные задачи», которые вы и ваши сотрудники можете решить в течение рабочего дня или недели. «Сосредоточившись на маленьких победах, вы и ваша команда обеспечите себе опору, направление движения», и, что сейчас так необходимо, повысите самооценку. Ищите за пределами работы возможности «испытать чувство удовлетворения от достигнутого». Если у вас есть время и желание, подумайте о том, чтобы освоить новый навык, например, займитесь изучением иностранного языка или программирования. В период, когда вы чувствуете себя не в своей тарелке и не чувствуете отдачи и созидательности, полезно находить такие сферы, где вы ощущаете «уверенность, состоятельность» и в чем-то «становитесь лучше».
Раскройте свои человеческие качества
Даже в благоприятные времена менеджеры, работающие непосредственно с людьми, должны сочетать два важных качества. «С одной стороны, нужно быть образцом силы, уверенности и хладнокровия», — говорит Хирш. Но с другой — важно «оставаться человеком». Если вы открыто говорите о проблемах, с которыми сталкиваетесь, сотрудники оценят вашу откровенность и почувствуют «солидарность» с вами, говорит он. Они могут подумать: «Мой руководитель похож на меня, и он продолжает работать». Фернандес согласен с этим мнением, но с важной оговоркой. «Образно выражаясь, менеджер вещает в рупор: все, что он говорит, усиливается». Он рекомендует честно рассказывать о том, что вас волнует, но также «говорить, что вы делаете для выправления ситуации», чтобы не спровоцировать у сотрудников отрицательные настроения. Вам нужно вести коммуникации с командой «если не в русле откровенного оптимизма, то понимания возможностей и жизнестойкости», говорит он. «Это ваша работа».
Ищите внешнюю поддержку
Вы абсолютно точно не должны сообщать членам команды обо всех своих внутренних страхах. «Сейчас как никогда важно» искать другие способы «социальной поддержки», говорит Фернандес. Он рекомендует позвонить доверенному родственнику, другу, наставнику или коллеге, в идеале работающему в другой организации. Позвоните своему «университетскому другу», предлагает он. Сейчас самое время восстановить контакты, так как многие сидят дома и тоже стараются справиться с ситуацией. «Всем нужно, чтобы их выслушали», — соглашается с ним Хирш. Не пытайтесь справиться в одиночку. Если вы замкнетесь в себе и будете стараться вести дела как обычно, «ваши проблемы останутся с вами», считает он. Взгляд и мнение со стороны «поможет решить их».
Заботьтесь о себе
Когда работа предъявляет к вам повышенные требования, «собственное благополучие может отойти на второй план», говорит Хирш. Важно высыпаться и соблюдать здоровый режим питания, помимо этого обязательно выделяйте время на тренировки и медитацию. «Они обеспечивают защиту от выгорания и меняют реакцию организма и разума на стресс». Не считайте заботу о собственном физическом и эмоциональном здоровье «эгоизмом или прихотью». Это вопрос выживания. В подобные времена хобби и развлечения также помогут вам расслабиться и освежиться. Проявляйте творческий подход, советует Фернандес. «Подумайте, что доступно вам прямо сейчас?» Стряхните пыль с музыкального инструмента, стоящего в шкафу, приготовьте изысканное блюдо, спланируйте проект «сделай сам» или почитайте книгу, от которой невозможно оторваться. «Погрузитесь во что-нибудь с головой, чтобы перестать думать об одном и том же», — говорит он.
Принципы, о которых следует помнить
Что делать:
Думайте о том, что важно в вашей жизни и работе, и найдите время задуматься о том, что придает вам энергии и вдохновляет.
Измените мышление и методы достижения целей вами и вашей командой. Некоторые возможности могут исчезнуть, но появятся новые.
Уделяйте время задачам, которые дают ощущение созидания и приносят удовлетворение. Найдите в жизни сферы, в которых вы чувствуете себя уверенно и можете контролировать ситуацию.
Чего не делать:
Не занимайтесь самобичеванием. Относитесь к себе с добротой и эмпатией, как относился бы к вам хороший друг.
Не стесняйтесь проявлять свои человеческие качества. Открыто говорите со своей командой о том, как вы справляетесь с проблемами, с которыми столкнулись.
Не игнорируйте свое физическое и эмоциональное благополучие. Сделайте заботу о себе приоритетной задачей и ищите способы снять стресс и перезарядиться.
Применение советов на практике
Кейс №1. Старайтесь взглянуть на ситуацию в новом свете; ищите пути повышения продуктивности
Джей Гейди, менеджер по разработке ПО в SoapBox, компании, специализирующейся на программном обеспечении для систем управления, расположенной в Торонто, признает, что его команда и компания переживают «сложные времена».
В первую неделю карантина SoapBox уволила половину сотрудников. Оставшиеся пали духом. «Мы потеряли прекрасных коллег, — говорит он. — И все мы и без того испытывали огромный стресс».
Он вспоминает, как думал: «Как, черт побери, организовать нормальную работу в команде и не забывать заботиться о самом себе?»
Но Джей решил поддерживать максимально позитивный настрой. «Мы переживаем кризис, и нам действительно тяжело, но мне нравится думать о нем по-другому: вероятно, это самая большая возможность для роста, которая мне выпадет в моей карьере, — говорит он. — Если я справлюсь с этим и помогу моей команде пережить бурю, мы все станем лучше».
Поэтому Джей использует время для выполнения профессиональных задач, которые он раньше откладывал. Например, он изучает новый язык программирования. Он также уделяет повышенное внимание отношениям с членами команды и их мотивации. Он стал чаще проводить встречи один на один со своими прямыми подчиненными и прилагает особые усилия, чтобы наладить более доверительный контакт. «Это напряженное время, и я хочу быть чутким. Я все время спрашиваю, как у них дела, — говорит он. — И я показываю собственную уязвимость, рассказывая, что переживаю сам».
Каждый рабочий день в час дня он проводит сеанс медитации для своей команды. Участвовать необязательно, но многим сотрудникам нравится. «После обеда я открываю групповой чат, и мы проводим медитацию для снятия стресса», — рассказывает он.
Он также посвящает больше времени наставничеству, работает с молодыми разработчиками, не являющимися его подчиненными. Ему нравится строить отношения с другими людьми. «Я люблю помогать людям и давать обратную связь, это одна из причин, по которой я стал руководителем». Дни проходят сложно и тянутся долго, но Джей старается видеть картину в целом. «Пандемия не будет длиться вечно, но я навсегда запомню полученные уроки».
Кейс №2. Создавайте возможности для маленьких побед и празднуйте их
Даниэль Менкенс, исполнительный продюсер в Ready Set Rocket, нью-йоркской маркетинговой и рекламной компании, говорит, что управление в условиях неопределенности во время эпидемии COVID-19 напоминает хождение по канату.
«Мне важно соблюдать баланс, — говорит она. — Я готовлюсь к худшим сценариям, но также стараюсь внушать оптимизм своей команде. Поскольку команда работает удаленно, я стараюсь структурировать ее рабочий день, но так, чтобы члены не ощущали микроменеджмента».
Поскольку в ближайшие недели и месяцы новых сделок не предвидится, ей нужно сделать все, чтобы команда «продолжала заниматься работой», которая у нее есть, и ощущала импульс роста.
Например, команда тщательно прорабатывает краткосрочный план проекта разработки веб-сайта. Даниэль разбила его на маленькие задачи. «Так этап за этапом у нас есть ощущение результата, — говорит она. — Иногда нужны возможности обдумывать проекты более свободно, но в этот период помогает структурированный подход».
Она чаще, чем раньше, «празднует даже маленькие победы» и пользуется Slack, чтобы похвалить сотрудников за хорошую работу и индивидуальные успехи. Например, недавно двое дизайнеров закончили план нового сайта. «Они работали над проектом не покладая рук два месяца, и я хотела, чтобы они знали, как я ценю их труд, — говорит она. — В обычных условиях я бы просто увидела их в офисе и сказала об этом, но сейчас я поблагодарила их публично в виртуальном пространстве».
В последние недели Даниэль также размышляла о своих профессиональных целях и ценностях. До эпидемии, говорит она, лучшим в ее работе было взаимодействие один на один с множеством людей в компании. «Мне приходилось работать с членами творческой команды, стратегической команды, команды управления. Я могла познакомиться с их уникальными навыками и многому научиться у них».
Она решила обязательно поддерживать эти близкие отношения и искать пути общаться с коллегами не только на еженедельных виртуальных встречах и пятничных тематических вечеринках. «Я как можно чаще связываюсь с людьми и спрашиваю их о чем-нибудь, не связанном с работой», — говорит она.
Для себя она старается находить опору в старых привычках. До кризиса, связанного с коронавирусом, она начала ходить на курсы шитья и теперь она находит время на неделе, чтобы попрактиковаться. Она уже сшила пару новых юбок, несколько сумок-мешков и масок. «Новое хобби очень выручает», — говорит Даниэль. Это один из многих способов, помогающих ей сохранять позитивный настрой во времена неопределенности.
Об авторе
Ребекка Найт (Rebecca Knight) — журналист из Бостона и лектор Уэслианского университета. Ее работы публикуются в The New York Times, USA Today и The Financial Times.
От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «2020: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно. Если наш контент помогает вам преодолевать трудности нынешнего кризиса, лучший способ поддержать HBR Россия — оформить подписку.