
читайте также
Книга Александра Асмолова «Психология достоинства. Искусство быть человеком» — это философско-психологическое исследование, посвященное экзистенциальным вопросам современности. В ней выдающийся российский психолог, заведующий кафедрой психологии личности МГУ анализирует экзистенциальные вопросы — страх потери смысла жизни, роль разнообразия в развитии общества — и предлагает инструменты для преодоления внутренних и внешних ограничений. Через метафоры, отсылки к классикам и практические рекомендации он показывает, как сохранить достоинство в условиях давления общества, подчеркивая, что быть собой — это не просто право, но и ключ к устойчивости личности и социума.
Книга опубликована издательством «Альпина Паблишер». Электронная и аудиоверсия книги будут доступны с 7 апреля. «Большие идеи» публикуют отрывок из книги.
Три научных лидера в разных системах координат дали описание эволюции через конфликт. Самый яркий из них — Чарльз Дарвин, который доказывал, что только через борьбу за существование происходит процесс эволюции биологических видов, то есть всего живого на планете. Относительно эволюции человечества таким лидером стал, как вы догадываетесь, Карл Маркс, объяснивший, что только конфликты движут развитие истории. Наконец, третий «великий конфликтолог» — Зигмунд Фрейд. Он полагал, что развитие личности происходит через конфликт между принципом реальности и принципом удовольствия, или же между социальным миром и миром мотивации отдельной личности. Очевидно, что эти три модели конфликта вышли за пределы научных методологий и поселились в массовом сознании. Когда утверждаются взгляды на конфликт как источник эволюции, тем самым навязываются и подобного же рода сценарии дальнейшего развития.
Но мы уже называли тех, кто помогает увидеть эволюцию жизни и цивилизации в ином ракурсе. Среди наших соотечественников — это Владимир Иванович Вернадский, Петр Алексеевич Кропоткин, известный эволюционист Лев Семенович Берг. В их работах показано, что мир становится более сложным и более развитым благодаря взаимодополнению и взаимопомощи; они доказывали перспективность согласия как стратегической основы для развития — и в эволюции природы, и в эволюции общества, и в индивидуальной жизни человека. К сожалению, любой, кто пытается ввести стратегию согласия в идеологические, культурные, правовые практики России, наталкивается на сопротивление, на тот факт, что наши нормы сознания заточены на жесткое разрешение любых проблем через провозглашение конфликта, в котором надо победить. (Этому близка и другая известная наша традиция: сперва доводить дело до катастрофической ситуации, а потом героически ее преодолевать.)