В поисках идей: майский выпуск | Большие Идеи

・ Исследования
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

В поисках идей:
майский выпуск

Свежие исследования в области менеджмента

В поисках идей: майский выпуск

читайте также

Женщины-руководители отважнее мужчин?

Джек Зенгер,  Джозеф Фолкман

В плену образов

Мария Божович

Что нужно знать о ведении бизнеса в Иране

Мэттью Спивак

Возможно, "великим" просто повезло?

Ахмед Мумтаз,  Майкл Рейнор,  Хендерсон Эндрю

От редакции. Представляем вашему вниманию апрельский выпуск рубрики «В поисках идей» о свежих исследованиях зарубежных ученых.

ГЕНДЕР | Упорный разрыв в вознаграждении акциями и опционами

Решив уравнять женщин и мужчин по оплате, компании обычно занимаются окладами и премиями. А что с предоставлением акций и опционов? Это важный вопрос, ведь компенсация на их основе становится все популярнее и во многих случаях превышает годовую зарплату.

Группа исследователей для начала провела интервью с парой десятков HR-профессионалов, расспросив о практиках работы с этим видом вознаграждения. Большинство опрошенных утверждали, что их компании следят за справедливостью зарплат (а в ряде случаев и премирования по результатам) и стараются устранить любую гендерную разницу. Однако мало кто принимает те же меры в отношении компенсации на основе акций. Интервью также показали, что такие вознаграждения ответственные за них менеджеры распределяют по своему усмотрению. А как показывают другие исследования, субъективность в целом часто оборачивается гендерными перекосами.

Ученые посмотрели на компенсации в разрезе демографии, стажа и прочих данных о сотрудниках за один год работы двух американских компаний, публично обещавших обеспечить равенство в оплате труда. В первой из них — небольшой частной ИТ-фирме — в основной зарплате и бонусах действительно не обнаруживалось гендерного разрыва, но при вознаграждении акциями женщинам при прочих равных их доставалось в среднем меньше на 15 с лишним процентов. Во второй (крупной публичной ИТ-компании) принцип был тот же, только женщин обделили уже на 30% и больше.

Выборка ничтожно мала, однако вполне возможно, что эти данные показывают нам лишь вершину айсберга. «Если у фирм, которых уважают за усилия по обеспечению равенства, сохраняется подобная дискриминация, то с высокой вероятностью в менее принципиальных фирмах разрыв будет по крайней мере не меньшим», — утверждают авторы.

Об исследовании: «The Road to Inequity Is Paved with Good Intentions: Examining the Gender Pay Gap in Equity Awards», Felice B. Klein et al. («Academy of Management Proceedings», 2019)

ИННОВАЦИИ | Конкуренция — шпоры или тормоз для творчества?

Творческой работой люди часто занимаются в конкурентной среде: фирмы соревнуются за проекты, предприниматели пляшут перед венчурными инвесторами. Ученые разошлись во мнениях, как состязание влияет на креативность: по мнению одних, оно вдохновляет творцов на необходимый для инноваций риск, другие же считают, что оно подавляет внутренние стимулы к творчеству, зажимая «творческую жилку». Новое исследование показывает, что соревнование повышает уровень креативности у самых сильных игроков — но лишь до определенного предела.

Исследователь изучил 122 конкурса по создание логотипов на широко ­известной онлайн-платформе. На каждый конкурс художник мог подать любое количество вариантов и наблюдать в реальном времени получаемые им и другими дизайнерами оценки (от одной до пяти звезд). Таким образом, у него было полное представление об интенсивности конкуренции и своем месте в распределении. Используя алгоритмы сравнения изображений, исследователь оценил оригинальность каждого логотипа и выяснил, что в отсутствие жесткой конкуренции участники, получившие за первый вариант пять звезд, лишь немного корректировали его и выкладывали снова. Если борьба разгоралась нешуточная, каждый новый логотип был оригинальнее. Но при крайнем обострении соперничества художник ломался и выходил из игры. Оптимальный уровень конкуренции, при котором участники с наибольшей вероятностью выкладывали оригинальные логотипы, наступал, когда у каждого дизайнера был всего один соперник с похожими оценками, то есть шансы победить составляли 50/50.

«Конкуренция способна стимулировать креативность в профессиональных условиях — если она сбалансирована, — пишет автор. — Умеренная конкуренция необходима, чтобы побудить сильных профессионалов генерировать оригинальные, свежие идеи… однако чрезмерная конкуренция заставляет их оставить попытки вообще». Он добавляет, что «на практике добиться столь идеального уровня конкуренции бывает затруднительно» и конкретные условия будут зависеть от контекста и ситуации.

Об исследовании: «Creativity Under Fire: The Effects of Competition on Creative Production», Daniel P. Gross (готовится к выходу в «The Review of Economics and Statistics»)

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ | Единожды солгав…

Считается, что приврать на работе не только можно, но и нужно: например, смягчить рассказ о неприятном событии, чтобы не обидеть коллегу. Однако новое исследование доказывает, что даже вроде бы невинная ложь не проходит бесследно: ее автор начинает хуже считывать эмоции других людей, а это рождает недопонимание и ослабляет рабочие связи.

Ученые провели 8 исследований с более чем 1,5 тыс. участниками. В рамках одного из них 250 пар обменивались историями о поиске работы, а затем оценивали эмоциональное состояние — свое и партнера. Половине участников заранее сказали, что историю надо придумать и сделать повеселее, чтобы собеседник оптимистичнее смотрел на собственный будущий поиск работы. Остальных же попросили рассказать правду. Оказалось, что участники первой группы намного хуже понимали, что чувствует собеседник.

Другие исследования той же серии, где некоторым участникам давали возможность сжульничать в игре, позволили обнаружить причину такого результата: те, кто вел себя нечестно, реже определяли себя через отношения с другими и были склонны дегуманизировать людей вокруг; такое отстранение мешало им судить о чужих эмоциях.

Более того, это поведение склонно усиливаться. «Связь между нечестным поведением и точностью эмпатического восприятия может создавать порочный цикл: человек, ведущий себя неэтично, становится все более социально изолированным и лишается поддержки, что только оправдывает в его глазах дегуманизирующее отношение к людям и еще более непорядочное поведение», — заключают ученые.

Об исследовании: «The Interpersonal Costs of Dishonesty: How Dishonest Behavior Reduces Individuals’ Ability to Read Others’ Emotions», Julia J. Lee et al. («Journal of Experimental Psychology: General», 2019)