Неизбежная замена: почему технологии лишат работы даже тех, кто этого не боится | Большие Идеи

・ Исследования
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Неизбежная замена: почему технологии лишат работы даже тех, кто этого
не боится

Радикальные перемены в деятельности врачей, юристов и других профессионалов уже начались и идут полным ходом

Авторы: Ричард Сасскинд , Дэниел Сасскинд

Неизбежная замена: почему технологии лишат работы даже тех, кто этого не боится
hbr.org

читайте также

Как перезапустить карьеру после 50 лет

Дори Кларк

«Если идея твоя, то и принимать решения должен ты. Предашь то, во что веришь, — и все пропало»

Элисон Биард

Роботы на работе

Гретхен Гэветт

Самое рискованное решение Уоррена Баффета

Роб Лашенауэр

В ответ на утверждение, что искусственный интеллект и роботы вот-вот оставят не у дел большую часть нынешней рабочей силы, многие специалисты популярных профессий – доктора, юристы, бухгалтеры и другие – отмахиваются, твердо уверенные в том, что их эта угроза не затронет. Во время наших консультаций и на конференциях мы регулярно слышим мнения разных профессионалов на эту тему. Как правило, они допускают, что роботы возьмут на себя всю рутину и механическую работу, но тем не менее настаивают на том, что в более сложной деятельности, требующей критического мышления, творческого подхода и эмпатии, человека заменить невозможно.

Наше исследование и последующий анализ ставят под сомнение идею, что этим специалистам ничего не угрожает. Мы предполагаем, что в течение ближайших десятилетий все традиционные профессии сильно изменятся, и многих (но не всех) сегодняшних профессионалов заменят люди менее квалифицированные, эксперты нового типа и высокопроизводительные системы.

Мы провели около сотни интервью, в которых нашими респондентами стали не традиционные специалисты, а лидеры и новые поставщики услуг в здравоохранении, юриспруденции, образовании, аудите, налогах, консалтинге, журналистике, архитектуре и религии. Нас прежде всего интересовали достижения на самых передовых рубежах профессиональной сферы. Кроме того, мы изучили более восьмисот источников по этой теме – книг, внутренних докладов и материалов в интернете. В результате мы обнаружили немало свидетельств того, что радикальные перемены в профессиональной деятельности уже идут полным ходом.

Сеть WebMD состоит из нескольких сайтов, посвященных здоровью, и сегодня их посещает больше людей, чем всех американских врачей вместе взятых. Сервис «разрешения конфликтов в онлайне» ежегодно выносит решения в 60 млн споров между продавцами eBay – без участия судей и адвокатов. Это в три раза больше количества исков в судебной системе Соединенных Штатов, поданных за год. В 2014 году в налоговые органы США было отправлено 50 млн электронных деклараций, заполненных без участия налоговых специалистов – с помощью специальных приложений. Члены онлайн-сообщества WikiHouse спроектировали дом, который может быть «распечатан» и собран менее чем за £50 000. В 2011 году Ватикан дал официальное благословение на создание приложения под названием Confession, которое помогает людям готовиться к исповедям.

Мы убеждены, что это лишь первые ласточки грядущих фундаментальных перемен в профессиональной деятельности. Мы можем наблюдать, как в организациях (компаниях, школах, больницах) происходит переход от уникальных, специально подогнанных под каждого клиента решений к полной стандартизации услуг. Доктора все чаще используют контрольные списки, юристы – опираются на прецеденты, а консультанты – работают по методикам. Недавно же в профессиональную среду был внедрен принцип систематизации – применение технологий для автоматизации, а иногда и для трансформации профессиональной деятельности – начиная с программ для документооборота и заканчивая использованием искусственного интеллекта для решения проблем. Однако важнее всего то, что как только профессиональные знания оказываются систематизированы, они становятся доступны всем в интернете, часто в виде платного сервиса, иногда – бесплатного, и все чаще, благодаря моде на использование open source, в общем пользовании. В интернете уже можно найти немало примеров профессиональных сервисов.

Мысль о том, что некоторым профессионалам не страшна замена технологиями, как правило, основана на двух предположениях. Во-первых, известно, что компьютеры не в состоянии рассуждать критически, творчески мыслить и сопереживать. Во-вторых, считается, что без этих способностей невозможно обойтись в профессиональной деятельности. Первая проблема – эмпирическая. Как показывает наше исследование, если работу профессионала разбить на отдельные составные части, многие из этих частей окажутся рутинными процессами. Они не потребуют ни критических суждений, ни творческого мышления, ни способности сопереживать.

Вторая проблема – концептуальная. Утверждение, что профессиональных результатов может достичь только тот, кто наделен человеческим разумом, способен к творческому мышлению и сопереживанию, основано на ошибочной предпосылке. Согласно ей, единственная возможность для машины превзойти результаты лучших профессионалов заключается в том, чтобы полностью скопировать методы их работы. Ошибка здесь в том, что, благодаря комбинации огромной вычислительной мощности, больших данных и превосходных алгоритмов, искусственный интеллект уже превосходит профессионалов. При этом такая система не пытается воспроизвести способ мышления человека. Если искусственный интеллект побеждает лучших игроков в сложных играх, если он предсказывает вероятные решения судов точнее юристов или если возможное развитие эпидемии можно лучше оценить с помощью анализа статистических данных, чем с помощью медицинских знаний, можно говорить о том, что мы наблюдаем работу высокопроизводительных «немыслящих» машин.

Признаемся, что мы относимся с симпатией к передовым методам использования технологий. Не в последнюю очередь это связано с тем, что современная профессиональная деятельность – так, как она организована сегодня – давно трещит по швам. Она постоянно дорожает, становится все менее эффективной и прозрачной, а также не в состоянии обеспечить ровное и стабильное качество обслуживания везде и для всех. В большинстве развитых стран зреет беспокойство из-за растущих цен на медицину, отсутствия доступа к судебной системе, неадекватности современных систем образования и неспособности аудиторов распознать и пресечь многочисленные финансовые махинации. Профессии должны измениться, и технологии могут заставить их это сделать.

Об авторах. Ричард Сасскинд – советник по информационным технологиям главного судьи Англии и Уэльса, председатель консультативного совета Оксфордского института интернета. Дэниел Сасскинд – научный сотрудник отделения экономики Баллиол-колледжа Оксфордского университета. Работал в группах по вопросам стратегии и политики при премьер-министре Великобритании.