Нужен ли вашей компании чат-бот | Большие Идеи

・ Технологии
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Нужен ли вашей
компании чат-бот

Зачем бизнесу использовать чат-боты

Авторы: Джош Бернофф , П.В. Каннан

Нужен ли вашей компании чат-бот
Фото: TIM ROBBERTS/GETTY IMAGES

читайте также

Разумный альтруизм для лидера

Курт Никиш

Чтобы решить застарелую проблему, нужно вывернуть ее наизнанку

Майкл Липсон

Запах бренда

Коллин Фахи,  Кэролайн Фабригас,  Лоуренс Мински

Что делать, если вам говорят «нет»

Лора Хуан,  Райан Ю

Технология чат-ботов — автоматических виртуальных собеседников — получила колоссальное развитие за последнее время. Стоит ли и вам разработать и внедрить своего чат-бота для взаимодействия с клиентами? Если вы руководитель и задумываетесь об этом, скорее всего, вы столкнулись с тем, что, с одной стороны, технологии искусственного интеллекта сейчас на пике популярности, а с другой — у вас есть сомнения, что машина сможет обслужить клиента так же, как человек.

Под чат-ботами подразумевается широкий спектр продуктов: от Alexa, электронного персонального ассистента компании Amazon, до автоматического текстового чата на сайте компании. Самые мощные чат-боты — те, что действительно могут повлиять на качество обслуживания клиентов и прибыль компании, — так называемые виртуальные агенты. Это чат-боты, работающие на основе искусственного интеллекта, которые распознают и отвечают на самые разные вопросы клиентов.

Виртуальные агенты должны считать запрос клиента, сопоставить его с любой другой доступной им информацией (например, о прошлых покупках, настройках учетных записей или географическом местоположении), а затем определить намерение клиента и его конечную цель. Намерения клиента телекоммуникационной компании могут быть, например, такими: «исправить некорректно работающий сервис», «изменить пароль», «сменить тариф», «перейти на более дорогой набор услуг». Определив цель, бот отвечает по сценарию, разработанному для решения конкретной проблемы клиента.

Как и все успешные проекты по автоматизации, чат-боты могут снизить расходы компании, однако сильнее всего их внедрение сказывается на качестве обслуживания клиентов. Боты доступны 24 часа в сутки и 7 дней в неделю и часто отвечают на вопросы клиентов быстрее, чем люди. Например, в компании по прокату автомобилей Avis Budget виртуальные ассистенты смогли идентифицировать и автоматизировать 68% звонков, связанных с обслуживанием. Правильно спроектированные виртуальные агенты повышают удовлетворенность потребителей точно так же, как веб-технологии в 90-х и появление мобильных приложений в 2010-х годах сказались на удобстве работы с клиентами. Например, клиенты оператора спутникового телевидения Dish Network уже оценивают свою удовлетворенность от общения с чат-ботом наравне с впечатлениями от разговора с людьми, и этот показатель все время растет, поскольку количество запросов, эффективно обработанных ботами, увеличивается.

Исходя из собственного опыта разработки виртуальных ассистентов для обслуживания клиентов по всему миру и наших исследований десятков случаев внедрения таких ассистентов, мы определили факторы, которые влияют на успешность внедрения. Раздумывая, стоит ли внедрять виртуального ассистента, топ-менеджеры должны учитывать, для каких компаний чат-боты подходят лучше всего, как их интегрировать в существующую систему обслуживания клиентов и какие каналы распространения приносят наилучшие результаты.

Подходит ли чат-бот вашей компании?

Виртуальные агенты наиболее эффективны для обслуживания пользователей в приложениях компаний из таких клиентоориентированных отраслей, как финансовые услуги, розничная торговля, туризм и телеком.

Спросите себя, оправдывает ли масштаб вашего взаимодействия с клиентами такой уровень разработки и автоматизации. Внедрение чат-бота скорее окупится в компании, где сотням операторов поступают тысячи звонков и сообщений. На то есть две причины.

Во-первых, записи, полученные в таком контакт-центре, позволяют сгенерировать достаточный массив данных, чтобы обучить искусственный интеллект, на основе которого и работает виртуальный агент. Массив данных для обучения, состоящий из сотен тысяч экземпляров, послужит отличным фундаментом для машинного обучения, лежащего в основе эффективной работы виртуального ассистента. Если объем получаемых вами данных меньше, то и вероятность того, что виртуальный ассистент сможет развить умения, необходимые для эффективной коммуникации с клиентами, гораздо ниже.

Во-вторых, процесс внедрения и обучения виртуального агента обычно занимает месяцы и может существенно сказаться на покупателях и сотнях сотрудников. Если вы не тратите десятки миллионов долларов на обслуживание клиентов, маловероятно, что усилия по разработке чат-бота окупятся.

Компании же, обрабатывающие большие объемы клиентских запросов, могут получить значительный результат. Например, Dish Network поддерживала несколько колл-центров для обработки запросов на установку, выставление счетов и техническое обслуживание. Затем они внедрили виртуального ассистента DiVA, который смог автоматизировать 30% наиболее распространенных запросов клиентов, производя порядка 4 млн взаимодействий с клиентами в год. DiVA терпеливо поможет вам с настройкой пульта от нового телевизора или утвердит запрос на отсрочку оплаты счета. На данный момент DiVA самостоятельно обрабатывает 40% клиентских обращений, и компания работает над расширением пула запросов, что потенциально может составить еще миллионы обращений.

Если виртуальные ассистенты могут обеспечить обслуживание клиентов, можно ли их так же эффективно использовать в продажах? На данный момент приложения для обслуживания клиентов имеют больше шансов на успех, чем приложения для продаж. Только 2% владельцев умных колонок Amazon с виртуальным помощником Alexa когда-либо покупали что-то непосредственно через устройство. В приложениях для продаж, как правило, требуется постоянно делать выбор (например, во время покупки книги на Amazon или бронирования перелета на Expedia). Это итеративный процесс, который сейчас куда проще пройти с помощью приложения или сайта, а не с чат-ботом. Мы неоднократно наблюдали неудачи, которые терпели приложения для продаж. Одному крупному розничному продавцу пришлось отказаться от внедрения виртуального агента, поскольку процесс принятия решения о том, что делать с клиентом, оказался слишком сложен для эффективной автоматизации.

Тщательно выбирайте каналы

Разговорные платформы сегодня на пике популярности. Повсеместно распространены Facebook и его приложение Messenger. А Amazon объявил, что к концу 2018 года было продано более 100 млн устройств с виртуальным помощником Alexa. Поскольку компании спешат воспользоваться открывающимися возможностями, на рынке уже появилось более 50 тыс. «навыков» для Alexa (это приложения, работающие на базе умных колонок Amazon) и 300 000 чат-ботов для Facebook Messenger.

Для некоторых относительно простых приложений по обслуживанию клиентов эти платформы подходят идеально. Например, компания Butterball автоматизировала некоторые элементы свой службы поддержки клиентов Turkey Talk-Line с помощью Alexa. После широко разрекламированного запуска их виртуальный ассистент ответил на 20 тыс. вопросов, посвященных празднованию Дня Благодарения в 2018 году.

Причина успеха, которого удалось достичь Butterball, в том, что клиенту не нужно было называть свое имя, чтобы спросить, как приготовить индейку. В случае с колл-центрами, например, Dish Network или Hilton такой подход не работает, ведь там операторы работают с личными учетными записями клиентов.

Производить аутентификацию при запуске приложения на чужой платформе довольно сложно. Вот почему самый продвинутый банковский навык в Alexa, разработанный для Capital One, не только требует логин для входа в систему, но и не может сообщить ничего, кроме текущего баланса и пяти последних операций по счету. Если вы клиент Capital One и хотите сделать что-то более сложное, лучше зайти в их приложение или на сайт, а не разговаривать с ботом в Alexa.

Еще одна проблема — конфиденциальность и безопасность данных. Ритейлеры особенно настороженно относятся к этим платформам как к средству общения с клиентами. Большинство из тех, с кем мы говорили, боятся, что Amazon подслушивает их разговоры с клиентами при помощи Alexa. Facebook также не делал никаких заявлений относительно того, будет ли компания отслеживать разговоры частных лиц с компаниями через Facebook Messenger.

С другой стороны, чат-бот Банка Америки Erica работает только в их собственном мобильном приложении, а не на централизованной платформе. Это позволяет компании лучше обеспечивать конфиденциальность данных своих клиентов. Как объяснила Кэтрин Бессант, технический директор банка, на мероприятии Bloomberg в 2018 году, чтобы воспользоваться Erica, пользователю придется предпринять физическое действие в приложении Банка Америки. «Ни один другой человек или компания не смогут услышать этот разговор… Наш приоритет — защита данных и конфиденциальность во всем», — подчеркнула она.

Некоторые компании действительно могут повысить уровень обслуживания, общаясь с клиентами на популярных платформах, как это сделала компания Butterball. Если вы имеете дело с большим количеством звонков, не связанных с учетными записями клиентов, эта стратегия будет работать. Однако, как правило, более сложная проблема, оказывающая наибольшее влияние на бизнес и качество обслуживания клиентов, заключается во взаимодействии с уже имеющимися у вас клиентами.

Их гораздо лучше обслуживать в среде, которую вы полностью контролируете, как это делает Банк Америки. Ваш бот не будет присутствовать на всех разговорных платформах сразу, зато обслуживание людей на сайте или в приложении будет реализовано куда качественнее. Гораздо важнее проделать тяжелую работу и понять, как распознать цель клиента и ответить на его запрос. Когда в конечном итоге такие разговорные платформы, как Alexa, Google Home, Apple Business Chat, WhatsApp и Facebook Messenger, решат проблему с аутентификацией и конфиденциальностью, у вас будет все необходимое для того, чтобы перевести своего виртуального ассистента в их среду.

Как начать

Если вы хотите внедрить виртуального агента, сначала подготовьте все свои системы. Чат-ботам сложно распознавать намерения клиентов, когда они не подключены к системам учета, содержащим данные о клиентах. В одной сети отелей, с которой мы работали, только высшее руководство смогло убедить ИТ-специалистов открыть свои системы для интерфейсов виртуальных агентов. Если ваши системы не готовы, успех от внедрения бота будет довольно скромный.

Начните с небольших пилотных проектов, на которых вы сможете испытать эффективность чат-ботов. Например, Dish Network впервые опробовала виртуального агента, предназначенного специально для помощи с привлечением покупателей трансляций платных боев. Как только система прошла испытание в этом контексте, компания начала использовать ее и для других задач.

Наконец, помните, что качество работы чат-ботов повышается со временем. Количество намерений пользователей, которые они могут распознать, будет расти по мере того, как ваша компания будет определять, какие вопросы по-прежнему должны решать люди. Виртуальные ассистенты будут становиться все эффективнее, особенно если вы установили их в правильном приложении, с правильными целями и в правильных каналах для максимального успеха.

Решение о внедрении виртуального агента дается нелегко. Тем не менее мы считаем, что именно такие интерфейсы в конечном итоге вытеснят приложения и веб-платформы в их текущем виде, так как они быстрее и во многих случаях качественнее обслуживают клиентов.

Об авторах

П.В. Каннан (P.V. Kannan) — соучредитель и генеральный директор компании [24]7.ai, вендора програмнного обеспечения на базе ИИ и услуг, ориентированных на обслуживание клиентов. Две компании, рассмотренные в данной статье, — Avis Budget и Dish Network — клиенты компании [24]7.ai.

Джош Бернофф (Josh Bernoff) — автор шести книг по бизнес-стратегии, включая «Writing Without Bullshit: Boost Your Career by Saying What You Mean».

* деятельность на территории РФ запрещена