«За нами следят»: что знают о пользователях интернет-компании и сколько стоит такое знание | Большие Идеи
Технологии
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«За нами следят»: что знают о пользователях интернет-компании и сколько стоит такое знание

Натали Нахай , Томас Чаморро-Премузик
«За нами следят»: что знают о пользователях интернет-компании и сколько стоит такое знание

Ходят слухи, что Марк Цукерберг закрывает камеру и микрофон своего ноутбука. Как пишет Антонио Гарсиа Мартинес в своей новой провокационной книге Chaos Monkeys, посвященной основателю Facebook*, «первыми с тонущего корабля бегут не крысы, а члены команды, умеющие плавать». Эндрю Гроув, один из основателей компании Intel и пионеров Кремниевой долины, высказался примерно в том же духе: «Выживают только параноики».

Во времена, когда люди проводят больше времени онлайн, чем офлайн, мы производим море личных данных, и мысли о хакерах и кибербезопасности преследуют нас как никогда прежде. Когда-то «личное» означало «конфиденциальное», но не сегодня, когда наши персональные и интимные отношения (и генерируемые ими данные) развиваются в интернете, который становится все более публичным местом. Даже когда на нас никто не смотрит, мы редко остаемся в одиночестве.

Что если бы у вас появился шанс выкупить все данные, оставленные вами в интернете с первой минуты выхода онлайн и до сегодняшнего дня? Сколько бы вы заплатили? Что бы вы отдали ради 100% безопасности? Прежде чем ответить, подумайте о следующих издержках.

1. Больше никаких «бесплатных» услуг. Всем известны слова Эндрю Льюиса с сайта Meta*Filter: «Если вы не платите, то вы не потребитель, а продукт, который продается». Но что если провайдеры электронной почты, социальные сети и даже поисковые серверы, которыми мы пользуемся каждый день, перестали бы быть бесплатными? Мы можем жаловаться на отсутствие конфиденциальности и быстрое проникновение в личное пространство поставщиков подобных услуг, однако широко распространенных альтернатив, по-видимому, не существует.

Дело не в отсутствии идей. Новаторы в области технологий предлагают альтернативные бизнес-модели, например, Джарон Ланье предложил использовать персональные микроплатежи для вознаграждения пользователей, предоставляющих данные. Представьте себе, что вы будете получать небольшой платеж за каждое отправленное письмо или сообщение по Whatsapp — может ли такое решение помочь избежать избытка информации? Другим вариантом, конечно, может стать подписка на сервисы, такие как Facebook*, плата за которую будет гарантировать конфиденциальность данных пользователей и заменит продажу данных в рекламных целях.

Проблема заключается не столько в технической стороне вопроса, сколько в психологической: в неосязаемости наших данных и их воспринимаемой ценности. Для большинства из нас «бесплатные» услуги, которыми мы пользуемся онлайн, позволяют удовлетворить конкретную потребность — связаться с другими людьми. Общаясь по электронной почте, в групповых чатах или социальных сетях, мы производим данные, которые не только неосязаемы, но и ценность которых среднестатистическому потребителю сложно понять и оценить. Большинство людей содрогнутся при мысли, что чужой человек придет к ним домой и начнет просматривать фотоальбомы, банковские выписки и личные дневники, однако многие и глазом не моргнут, когда нечто подобное произойдет онлайн, вероятно, потому, что в этом случае вторжение и его последствия менее заметны. Только столкнувшись с конкретным сценарием, таким как утечка данных (номера кредитной карты или личных фотографий), мы начинаем понимать, чем грозит в реальном мире наши действия в онлайне.

Если говорить о социальных сетях, то даже когда люди понимают риски и беспокоятся о конфиденциальности, они все равно редко придерживаются защитной стратегии поведения. Они все чаще сетуют на нарушение конфиденциальности, но продолжают публично раскрывать данные о себе и позволяют компаниям беспрецедентный доступ к ним, что ведет к «парадоксу конфиденциальности». Если коротко, такое поведение свидетельствует о том, что люди на деле не так сильно беспокоятся о конфиденциальности, как на словах. Им нравится сама идея, но, по-видимому, они не настолько ценят свои данные, чтобы предпринимать конкретные шаги по их защите. Справедливости ради следует отметить, что такое несовпадение отношения и поведения наблюдается во всех областях жизни. Например, большинство людей ценит свое здоровье и отношения, однако ведет себя так, что регулярно рискует и тем, и другим, даже когда осознает потенциальные последствия.

советуем прочитать

* деятельность на территории РФ запрещена

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Трудовое рвение: новые мысли на старую тему
Гройсберг Борис,  Ли Линда-Элинг,  Нитин Нория