Что не так с большими данными для бизнеса | Большие Идеи

・ Тренды
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что не так с большими данными
для бизнеса

Почему корпорации терпят неудачи в работе с данными и ИИ

Автор: Томас Дейвенпорт

Что не так с большими данными для бизнеса
ev / Unsplash

читайте также

Не путайте стратегию с планированием

Роджер Мартин

Как правильно построить бренд

Дженн Шварц ,  Мими Тернер,  Роджер Мартин

И пусть все будут довольны

Громковский Владимир

Почему одни семейные корпорации процветают, а другие погибают

Клаудио Фернандес-Араос

Многие компании в последнее десятилетие открыто заявляли о цели ориентироваться в своей работе на большие данные. Независимо от того, что является их конечной целью — добиться цифровой трансформации, конкурировать с помощью аналитики или вывести на первое место искусственный интеллект — использование данных во всех формах и успешное управление ими становится необходимым предварительным условием для достижения этого результата. В соответствии с этими целями компании пытаются относиться к данным как к важному активу, развивать свою культуру в контексте использования данных и корректировать стратегию, чтобы придать больше значения данным и аналитике.

Мы знали, что движение в сторону целей, ориентированных на данные, происходит болезненно медленно, но сейчас ситуация усугубилась. Попытки ведущих корпораций работать на основе данных, по-видимому, тщетны. Это основной тревожный вывод, полученный в результате опроса руководителей на тему больших данных и ИИ, проведенного в 2019 году компанией NewVantage Partners и опубликованного в начале февраля этого года. В опросе приняли участие 64 руководителя высшего звена, представляющие такие крупнейшие корпорации, как American Express, Ford Motor, General Electric, General Motors и Johnson & Johnson.

Вот некоторые тревожные результаты этого опроса:

  • 72% участников опроса сообщили, что у них еще не сформирована культура работы с большими данными;

  • 69% сообщили, что не создали организацию, ориентирующуюся на большие данные;

  • 53% утверждают, что пока не относятся к данным, как к бизнес-активу;

  • 52% признают, что не конкурируют с помощью данных и аналитики.

Кроме того, процент компаний, считающих себя ориентированными на данные, ежегодно сокращался последние три года: с 37,1% в 2017 году до 32,4% в 2018 году и 31,0% в этом.

Мы видим эти отрезвляющие результаты и сокращение числа компаний несмотря на рост инвестиций в инициативы, связанные с большими данными и ИИ. 92% респондентов сообщили, что темп инвестиций в большие данные и ИИ увеличивается. 88% говорят об острой необходимости инвестировать в большие данные и ИИ. 75% называют стимулом для инвестиций в большие данные и ИИ страх подрывных инноваций. Кроме того, 55% компаний сообщили, что их инвестиции в большие данные и ИИ на сегодняшний день превысили $50 млн, что на 40% выше по сравнению с прошлым годом. Кроме того, компании создают структуры для управления своими инициативами в области больших данных и ИИ. Если в 2012 году должность директора по данным существовала всего в 12% компаний, то за последние семь лет количество таких компаний возросло до 68%.

Однако прежде чем компании почувствуют значимые преимущества инвестиций в большие данные и ИИ, им еще предстоит преодолеть важные препятствия. Не может не удивлять тот факт, что 77% руководителей, по сравнению с 65% в прошлом году, сообщают, что внедрение инициатив, связанных с применением больших данных и ИИ, является крупной проблемой. Руководители, принявшие участие в опросе, говорят, что проблемы успешного внедрения не связаны с технологическими препятствиями, всего 7,5% из них связали проблемы с технологиями. 93% респондентов считают, что препятствия — в проблемах с людьми и процессами. Ясно, что сложности культурных изменений в этих ведущих компаниях значительно недооцениваются: 40,3% называют отсутствие культурного единообразия в организации и 24% — сопротивление культурным изменениям основными факторами, мешающими внедрению инициатив.

Неудачи крупных компаний в процессе перехода к использованию больших данных можно объяснить и множеством других причин. Возможно, стремление к реализации краткосрочных финансовых целей отодвигает долгосрочные задачи вроде культуры использования больших данных на задний план. Нельзя исключать и то, что громкие неудачи в области цифровой трансформации заставили лидеров компаний проявлять осторожность в отношении подобных инициатив. Многие топ-менеджеры, с которыми мы беседовали, выразили надежду, что технологические организации, оказывающие им поддержку, проявят большую гибкость. Многие компании преобразовали свои организации в гибридные, открыв центры совершенствования, «аналитические инкубаторы» или инновационные лаборатории в попытках быстрее получить преимущества от инвестиций в большие данные. Ряд ведущих организаций создает эти новые подразделения с помощью команд, состоящих из руководителей, специалистов по обработке и анализу данных, инженеров и архитекторов данных. Вместе они работают как внутренние «оперативные» группы, чтобы получить быстрые результаты.

На недавнем завтраке для руководителей высшего звена, который мы организовали и провели с целью обсудить результаты опроса, директора по данным и аналитике из многих опрошенных компаний заявили, что топ-менеджеры, активно поддерживающие использование больших данных и аналитики в своих организациях, представляют большую ценность, но скорее являются исключением из правила. Присутствовавшие руководители упомянули несколько шагов по решению проблемы. Одно из предложений — не стремиться к всеобщей трансформации крупной компании, а выбрать конкретные проекты и бизнес-инициативы, которые позволят компании двигаться в верном направлении. Другой руководитель рассказал, что организовал в компании Университет обработки и анализа данных, в котором учатся 400 студентов. Он выступил с несколькими инициативами с целью способствовать успеху этой программы. Третий пытался внедрить гибкие методы в основные программы, однако, избегая терминов вроде «управление данными», имеющих отрицательную окраску для многих руководителей. Несмотря на эти усилия ни один из руководителей, присутствовавших за завтраком, не ожидал, что такие шаги обеспечат быстрые положительные изменения в культуре использования данных.

Каковы бы ни были причины неудач при достижении результатов в инициативах по использованию данных, объем данных в бизнесе и обществе продолжает расти. А решения и действия, принятые на основе аналитических методов, продолжают превосходить те, что опираются на интуицию и опыт. Компании, принявшие участие в опросе, активно инвестируют в большие данные и аналитику. Иными словами, потребность в организациях и культуре, ориентированной на данные, не исчезает. Компаниям следует обратить пристальное внимание на причины неудач этих инициатив, а также разобраться, какие действия необходимо предпринять, чтобы уменьшить культурные барьеры, мешающие их реализации. Многие компании активно инвестировали в технологии в качестве первого шага на пути к использованию больших данных, но этого недостаточно. Если они действительно надеются получить значительные преимущества для бизнеса, им необходимо более серьезно и творчески подойти к решению вопросов, связанных с человеческой стороной использования данных.

Об авторах

Рэнди Бин (Randy Bean) — CEO и управляющий партнер консалтинговой компании NewVantage Partners.

Томас Дейвенпорт (Thomas H. Davenport) — почетный профессор менеджмента и информационных технологий Колледжа Бабсона, научный сотрудник MIT и старший консультант Deloitte Analytics. Автор книг о менеджменте и технологиях, среди последних — Only Humans Need Apply: Winners and Losers in the Age of Smart Machines и The AI Advantage.