Как технологии меняют высшее образование | Большие Идеи

・ Тренды
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как технологии меняют
высшее образование

Зачем нужна онлайн-экосистема в образовании

Автор: Леа Бельски

Как технологии меняют высшее образование
C. J. BURTON/GETTY IMAGES

читайте также

Как поддержать людей в кризис

Джанпьеро Петрильери

Как политическая и экономическая свободы связаны между собой: отрывок из книги Милтона Фридмана

Милтон Фридман

Проблема трех букв: почему CEO не должен исполнять задачи

Людо Ван дер Хайден

Шесть трендов рекрутинга, которые определят будущее

Артем Кумпель

В своем выдающемся эссе 1869 года The New Education (Новое образование) Чарльз Элиот наметил общие направления развития образования. В своей работе Элиот (в 1869 году он стал президентом Гарвардского университета и занимал этот пост рекордные 40 лет) представил весомые аргументы в пользу постоянного обновления программы и методики обучения, чтобы образование могло идти в ногу с развитием общества. Спустя 150 лет такой подход все еще сохраняет свою актуальность.

Сегодняшние преподаватели должны переосмыслить высшее образование в реалиях нового мира, в котором правят технологии. Президент Университета Карнеги-Меллона Фарнам Джаханян недавно заметил: «Беспрецедентные темпы социальных перемен делают необходимость реформ еще более неотложной. На высшее образование как на двигатель прогресса в экономике знаний оказывается огромное давление».

С развитием технологий рабочие места и компетенции трансформируются быстрее, чем люди или организации могут адаптироваться. Глобальный индекс компетенций Coursera за 2019 год показал, что две трети населения мира отстают в важнейших практических навыках. По данным исследований Всемирного экономического форума, основные навыки, необходимые для выполнения большинства профессиональных обязанностей, к 2022 году изменятся в среднем на 42%. Предвосхищая изменения таких масштабов, компании срочно пытаются найти и получить компетенции, необходимые для поддержания конкурентоспособности. Согласно недавнему опросу PricewaterhouseCoopers, в настоящее время наличие или отсутствие ключевых навыков является одной из трех основных угроз для руководителей бизнеса во всем мире.

Будучи хранителями знаний и распорядителями человеческого капитала, университеты должны играть главную роль в подготовке квалифицированной глобальной рабочей силы. Для этого необходимо экосистемное мышление и использование онлайн-предложений для расширения охвата аудитории и установления партнерских отношений с другими университетами и поставщиками информационной продукции. В связи с этим потребуются гораздо большие инвестиции, чем 3% от общих расходов, которые в настоящее время выделяются на технологии в секторе образования. Как и любой бизнес-индустрии, университетам потребуются цифровые решения для преодоления больших проблем в высшем образовании.

Высшее образование в глобальном масштабе

Используя новейшие технологии, университеты могут выйти за пределы кампуса и расширить возможности учащихся всех возрастных, академических или социальных категорий в глобальном масштабе. Процесс начинается с внедрения многоуровневого онлайн-обучения, которое обеспечивает гибкость и финансовую доступность, а это, в свою очередь, позволяет студентам осваивать более краткие университетские блоки обучения, прежде чем приступить к программам высшего образования. Технологичные форматы, например, оптимизированные для мобильных устройств функциональные возможности, «встречают» учащегося там, где он находится, обеспечивая более плавные переходы для тех, кто только входит в новую учебную среду, или тех, кто возобновляет обучение. На более продвинутом уровне использование адаптивных методик на основе ИИ позволит университетам персонализировать образование для миллионов людей для достижения более эффективных результатов.

Университеты уже наблюдают прямой и очень убедительный результат онлайн-программ высшего образования. Лучшие программы MBA, такие как магистр делового администрирования Университета Маккуори, программа iMBA Иллинойсского университета (Урбана-Шампейн), онлайн-MBA бизнес-школы Kelley и онлайн-MBA бизнес-школы Теппера Университета Карнеги-Меллона, уже предусматривают онлайн-обучение, более доступное для работающих специалистов. Эти программы также предлагают многоуровневое обучение, например, короткий набор онлайн-курсов, которые позволяют учащимся устранить определенные пробелы в компетенциях или добавить конкретные навыки для достижения ближайших карьерных целей.

Применяя технологии во всем их многообразии, университеты могут изменить жизнь миллионов людей по всему миру, открыв им доступ к образованию. Но это не единственный трофей. Благодаря более глубокому взаимодействию и местному отраслевому партнерству всемирно известные престижные высшие учебные заведения смогут создать эффективный цикл, который содействует исследованиям и коллективному мышлению для решения самых насущных проблем современности.

Уникальная университетская экосистема

Для повышения доступности высшего образования потребуется всестороннее участие глобального сообщества. Университеты могут стать эпицентром этой революции, используя технологии для объединения усилий и создания общей обучающей экосистемы, а также дополняя свои собственные программы лучшими курсами от других учебных заведений. В прошлом году Монтеррейский технологический университет Мексики, Андский университет Колумбии и Папский Католический университет Чили объединились в La Tríada — первый в своем роде совместный проект, в рамках которого 150 тыс. студентов вузов-участников получают доступ в общей сложности к 100 онлайн-курсам. Потенциальные преимущества выходят далеко за рамки единой программы. Университеты могут также объединять ресурсы для запуска общей системы зачетов или оценок, создания виртуальных пространств совместного обучения или объединения идей широкой аудитории для формирования направления программ.

Технологическое сотрудничество также поможет сократить дефицит преподавателей во всем мире. В этом году медиакомпания Inside Higher Ed сообщила о нехватке в США преподавателей компьютерных дисциплин, назвав ее «историей о спросе и предложении, только на стероидах». В Индии нехватка академических кадров сдерживает развитие лучших учебных заведений: например, в ведущем технологическом образовательном учреждении — в Индийском технологическом институте — дефицит преподавателей составляет 35%. Цифровые экосистемы позволяют беспрепятственно подключать экспертов по нужной тематике из научных или деловых кругов для предоставления индивидуальных программ обучения студентам из любой точки мира. Университеты смогут использовать лучшие умы бизнес-сектора или открыть возможность онлайн-обмена преподавателями между учреждениями.

Технологические экосистемы также ускоряют университетские исследования. Например, основанная на искусственном интеллекте исследовательская платформа Quartolio помогает исследователям из разных университетов, в том числе из Беркли, Массачусетского технологического института (MIT) и Стэнфорда, составить полную картину и найти уникальную междисциплинарную информацию для своих научных областей.

Стать ценным партнером для бизнеса

Совместная история Стэнфорда и Кремниевой долины показывает возможности, которые появляются при сотрудничестве бизнеса и научных кругов. Согласно отчету платформы PitchBook, в 2018 году Стэнфорд мог похвастать наибольшим количеством студентов-предпринимателей в мире: 1178 человек (а также 1015 компаниями и $28,84 млрд привлеченного капитала). Поскольку потребности в профессиональных навыках продолжают быстро возрастать, необходимо укреплять связи между бизнесом и университетами. Такие учебные заведения, как Горная школа Парижа, являют собой пример тесного сотрудничества с бизнесом и с более чем 100 крупными промышленными партнерами. Помимо взаимодействия в исследовательской сфере, предусмотрены стажировки и учебные проекты с компаниями-партнерами.

Ввиду нарастающего дефицита кадров по всему миру образовательные учреждения и бизнес-организации должны наметить партнерские отношения, чтобы учащиеся приобретали навыки, полезные при трудоустройстве. Ярким примером служит сотрудничество программы Google IT Support Professional Certificate с 25 муниципальными колледжами США, которые предлагают пройти программу обучения ИТ в рамках своего основного учебного курса. На фоне более 215 тыс. открытых вакансий в ИТ-поддержке такое сотрудничество решает проблему большой нехватки компетенций. Google замыкает цикл, связывая студентов таких программ с нанимающими в ИТ-поддержку ведущими работодателями, среди которых, в частности, Walmart и Bank of America. Более того, Лондонский университет и Северо-Восточный университет предлагают учащимся, которые заканчивают такую программу, зачесть ее в рамках получения степени бакалавра онлайн.

Миссия высших учебных заведений меняется вместе с ситуацией на рынке труда, при этом охват, влияние и применимость образования приобретают небывало высокую значимость. От университетов требуется активная работа со всеми категориями учащихся. Они должны присваивать квалификацию, соответствующую интересам работодателей, которые все больше внимания уделяют компетенциям, а не традиционным степеням. Высшие учебные заведения должны сокращать дистанцию в освоении новых навыков. И наряду с основополагающими знаниями они должны предлагать учащимся гибкость в повышении квалификации в продолжение всей их карьеры, поскольку обучение на протяжении всей жизни — единственный путь вперед. Технологии будут связующим звеном в этих процессах, кардинальным образом меняющих наши представления о том, что мы называем «высшим образованием».

Об авторе. Леа Бельски (Leah Belsky) — главный вице-президент корпоративного направления в Coursera.