«Идеи для лидера»: мифы о стратегии, значение социальных сетей и рост мирового благосостояния | Большие Идеи

・ Тренды

«Идеи для лидера»: мифы о стратегии, значение социальных сетей и рост
мирового благосостояния

Главные события в сфере менеджмента и технологий за неделю по версии редакции «Больших идей»

Автор: Никита Щуренков

«Идеи для лидера»: мифы о стратегии, значение социальных сетей и рост мирового благосостояния
Фото: Nika Tchokhonelidze / Unsplash

читайте также

Лучший совет в моей жизни

Молчанов Дмитрий

Правильные цвета помогают быстрее анализировать данные

Джеффри Хэар,  Шэрон Лин

Лидеры бизнеса предали средний класс

Умар Хак

Экономика: настала ли пора менять парадигму?

Джастин Фокс

В еженедельном дайджесте «Идеи для лидера» — самые актуальные события последних дней: новые исследования, опубликованные на научных площадках и ресурсах (MIT, Gartner, Deloitte, BCG, «Сколково», РАНХиГС, ВШЭ), стратегические новости компаний, важные назначения и занимательные публикации от предпринимателей, топ-менеджеров, исследователей и консультантов. 

Мнение

Бывший декан Школы менеджмента Ротмана, консультант генеральных директоров и автор книги «A New Way to Think» Роджер Мартин написал статью в своем блоге на платформе Medium о пяти смертельных мифах про стратегию. Например, прогнозирование доходов профессор сравнивает с успокоением ребенка соской — работает ли этот прием? Да, но только в краткосрочной перспективе. По мнению Мартина, стратегия должна формироваться на разных уровнях организации, а не только на ее вершине. Кроме того, он призывает не путать список инициатив со стратегией и называет такие списки результатом процесса планирования. При этом автор уверен, что аналитики не всегда являются лучшими стратегами, так как для формирования настоящей стратегии куда важнее воображение, чем анализ.

Исследования

Сервис Mediascope представил доклад о том, как устроена аудитория социальных медиа в России, на которые приходится около 50% всего времени, которое пользователи проводят в Рунете. YouTube по-прежнему лидирует по доле времени потребления среди всех возрастных групп. А вот на втором месте у разных поколений оказались разные сервисы. Так, молодые люди в возрасте 12—24 лет предпочитают использовать TikTok и Telegram. А соцсетью VK — пользуются россияне в возрасте от 25 до 54 лет; в группе 55+ лет растет доля «Одноклассников» и «Дзена». Общее количество пользователей сегодня составляет 104 млн человек, а среднее время, которое они проводят в интернете, занимает 4,5 часа в день. На YouTube пользователи предпочитают смотреть развлекательный контент, а в Telegram — информационный. При этом заблокированные в стране Instagram* и Facebook* (принадлежат Meta, признана в РФ экстремистской организацией) в отчете практически не фигурируют. 

BCG опубликовал отчет о мировом богатстве людей за 2024 г. и пришел к выводу, что благосостояние населения планеты выросло на 7% год к году, до $477 трлн. Для сравнения: в 2022 г. этот показатель, наоборот, снизился на 4%. Наибольший рост показали страны Северной Америки и Западной Европы, в то время как положение дел в Китае оказалось заметно хуже. Аналитики объясняют общий рост благосостояния восстановлением рынков и ростом объема активов, которые находятся под управлением инвестиционных фондов. В будущем ключевым триггером роста могут оказаться технологии GenAI, которые способны повысить эффективность в организациях и улучшить персонализацию обслуживания клиентов, считают аналитики BCG. Кроме того, внедрение ИИ может существенно повлиять на индустрию управления капиталом. 

Управление людьми

Соосновательница RedThread Research Стейсия Гарр и старший аналитик RedThread Research Приянка Мехротра в колонке для MIT Sloan Management Review размышляют о связи между мониторингом продуктивности сотрудников и их реальной эффективностью. В 2023 г. заметно увеличилось число инструментов, позволяющих следить за продуктивности людей в компаниях, однако это не привело к значительному росту производительности. В это же время все больше сотрудников считает, что оценка их работы несправедлива. Авторы отмечают, корпорации слишком зацикливаются на повышении эффективности своих сотрудников с помощью инструментов слежения и при этом слишком мало внимания уделяют их профессиональному росту и развитию.

Применение ИИ в бизнесе

Команда аналитической платформы Think with Google поговорила с лидерами 15 различных проектов, которые уже создали отдельные команды для внедрения ИИ, и обсудила, как искусственный интеллект влияет на творческий процесс. Среди респондентов оказались топ-менеджеры и фаундеры таких компаний, как Vodafone, Mars, L’Oréal Group, VCCP, Springboards.ai и других. Они рассказали, что нейросети помогают им находить идеи, формулировать стратегии, производить контент и теперь на эти процессы уходит меньше времени и ресурсов. Так, языковые модели, такие как GPT или Gemini, помогают командам проводить мозговые штурмы и тестировать различные идеи. Их также можно учить на собственных данных, чтобы добавлять информацию о своем бренде к массиву данных ИИ об окружающем мире. Кофаундер Springboards.ai Пип Бингеманн привел пример, что маркетологи его проекта с помощью ИИ проверяют концепции своих идей на ранних этапах, за счет чего экономят время и улучшают качество презентаций. 

Назначения 

Экс-председатель совета директоров S7 Антон Еремин занял должность первого заместителя гендиректора кикшерингового сервиса Whoosh. Почти 20 лет, до 2022 г., он работал на руководящих позициях в S7, включая должность коммерческого директора и СЕО. По данным «Коммерсанта», Еремин занимался построением маршрутной сети авиакомпании и развивал программы для часто летающих пассажирова. До назначения, после IPO Whoosh в 2022 г., Еремин также был независимым директором в совете директоров «ВУШ Холдинг». Кикшеринговый сервис Whoosh был создан в 2019-м выходцами S7 — бывшим вице-президентом компании Дмитрием Чуйко, а также Егором Баяндиным, Сергеем Лаврентьевым и Олегом Журавлевым. 

Отставки

Управляющий директор Ozon Сергей Беляков покинул компанию, узнали РБК у источников на рынке электронной коммерции. В пресс-службе компании подтвердили эту информацию, добавив, что управлять маркетплейсом продолжит наблюдательный совет. Беляков работал в Ozon 3 года, до этого, с 2018 по 2021 г., он возглавлял российскую Ассоциацию компаний розничной торговли, а в 2012—2014 гг. занимал должность замглавы Минэкономразвития. До 2022-го маркетплейс возглавлял сам основатель — попавший под санкции Александр Шульгин, после чего Ozon перешел на управление через наблюдательный совет, в который входят топ-менеджеры компании. В Ozon объяснили, что в руководстве бизнесом компании ничего не изменится, по-прежнему будет управлять коллегиальный орган. 

Подкасты

Руководитель отдела исследований в HR-практике в Gartner Питер Эйкенс выпустил подкаст о роли искусственного интеллекта в компаниях, управляемых людьми. Автор сравнивает предприятие с путешествием, нейросети — с навигатором, а людей — с капитанами корабля. Он считает, что, несмотря на интеграцию ИИ и автоматизацию многих процессов, будущее остается в руках людей, но с новым инструментом, повышающим креативность и инновации.


* деятельность на территории РФ запрещена