Лидерство в новой эре борьбы с климатическими изменениями | Большие Идеи

・ Тренды
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Лидерство в новой эре борьбы с
климатическими изменениями

Изменение климата угрожает урожаям, водным ресурсам и экономике, что уже отражается на компаниях по всему миру, утверждает один из ведущих мировых мыслителей в области стратегии устойчивого развития бизнеса Эндрю Уинстон. Материал выходит в рамках серии «Классика HBR».

Автор: Эндрю Уинстон

Лидерство в новой эре борьбы с климатическими изменениями
Фото: Annie Spratt / Unsplash

читайте также

Как включить эмпатию

Дэниел Гоулман,  Ричард Бояцис

Опять ничего не успеваете? Во всем виноват ваш список дел

Питер Брегман

«Сейчас нам доверяют не все»: как табачный гигант PMI готовится к будущему без сигарет

Тоби Лестер

Как уцелеть в отравленной цинизмом среде

Марина Мелия

Изменение климата — это глобальная проблема. Оно ставит под угрозу урожаи, водные ресурсы, инфраструктуру и прочие средства к существованию. Оно наносит ущерб экономике в целом и прибылям компаний уже сегодня, а не в каком-то отдаленном будущем. За последние годы AT&T потратила $874 млн на восстановление своей инфраструктуры, пострадавшей из-за стихийных бедствий, которые компания связывает с изменением климата. Лидер рынка перестрахования Swiss Re отмечает значительное увеличение выплат за ущерб, причиненный экстремальными погодными явлениями (на $2,5 млрд больше прогнозов на 2017 год), и генеральный директор Кристиан Мументалер связывает эту тенденцию с повышением глобальной температуры. Если мы не начнем быстро принимать меры по борьбе с изменениями климата, говорит Марк Карни, глава Банка Англии, мы увидим банкротство компаний и повышение вероятности системного экономического коллапса.

Руководители корпораций наконец-то осознали, что почти каждая крупная компания имеет серьезные планы по сокращению выбросов углекислого газа и предпринимает соответствующие действия. Но, учитывая масштабы кризиса и темпы его развития, этих усилий недостаточно. В важнейших докладах ООН, опубликованных в 2018 и 2019 годах, четко прослеживаются две вещи. (1) Чтобы избежать некоторых худших последствий изменения климата, мир должен сократить выбросы CO2 на 45% к 2030 году и свести их к нулевой отметке к середине столетия. (2) Нынешние планы и обязательства правительств и близко не приближают нас к тому, чтобы встать на этот путь. Выбросы по-прежнему растут.

Тревожный прогноз: текущие климатические политики абсолютно не соответствуют поставленным целям

Чтобы глобальное потепление держалось на 1,5C выше уровня доиндустриальной эпохи и чтобы предотвратить худшие последствия изменения климата, к середине века мир должен свести выбросы углекислого газа к нулю. Однако выбросы продолжают расти, и при текущих политиках сокращение выбросов даже не начнет приближаться к необходимому уровню. Если мы продолжим развиваться теми же темпами, глобальная температура, возможно, увеличится более чем на 3С, что повлечет за собой катастрофические последствия.

Климатическая политика, которую должны отстаивать компании

Длинный список возможных мер государственной политики может создать условия для быстрого сокращения выбросов СО2. Но наиболее важными для бизнеса являются следующие. Они позволят устранить сбои рыночных механизмов, сместить капитал в сторону низкоуглеродных инвестиций и установить высокую планку для низкоуглеродных продуктов.

  • Ввести быстрорастущую цену на углерод в сочетании с масштабным перераспределением субсидий на переход от ископаемого топлива к чистым технологиям и низкоуглеродным методам производства.

  • Создать стимулы для фермеров, чтобы они переходили от промышленного к регенеративному сельскому хозяйству.

  • Финансировать увеличение объемов сбора вторсырья (переработка, повторное использование, ремонт) для стимулирования экономики замкнутого цикла.

  • Мобилизовать капитал и НИОКР, чтобы привлечь государственные и частные инвестиции в экологически чистые технологии. Например, датский авиационный сектор предложил ввести климатический налог на все рейсы из Дании и направить его в фонд исследования экологически чистых решений и климатически нейтральных видов топлива.

  • Ввести высокие стандарты эффективности для крупных потребителей энергии, включая предприятия в автомобилестроении, строительстве и системах отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.

  • Поощрять поэтапный отказ от использования углеродного топлива и постепенный переход на новые технологии — например, путем введения обязательного использования хладагентов с низким потенциалом для глобального потепления, строительства зданий с нулевым уровнем энергопотребления за счет возобновляемых источников энергии и запрета на использование автомобилей с высоким расходом топлива. Некоторые страны установили дату прекращения продаж автомобилей с двигателями внутреннего сгорания: Норвегия — к 2025 году, Швеция и Дания — к 2030 году, а Франция и Шри-Ланка — к 2040 году.

  • Ставить прозрачность на первое место — например, Рабочая группа по раскрытию финансовой информации, связанной с климатом, предоставляет рекомендации для компаний, сообщающих о тех существенных рисках, которые они несут, связанных с изменением климата. Можно также указывать информациею об углеродном следе продукта на его этикетке, подобно указанию пищевой ценности (калорий и питательных веществ) на этикетках продуктов питания.

  • Находить финансовые ресурсы для адаптации — например, на планирование устойчивости в городах, переселение граждан и переобучение работников старых отраслей, которые быстро придут в упадок.

Для того, чтобы сделать сайт оптимальным и постоянно совершенствовать его, мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование файлов cookie. Подробнее.