Семь катализаторов технологий для вашего бизнеса | Большие Идеи

・ Управление инновациями

Семь катализаторов технологий для
вашего бизнеса

Как заставить инвестиции в ИТ работать с полной отдачей

Автор: Олег Жуков

Семь катализаторов технологий для вашего бизнеса
Ramón Salinero / Unsplash

читайте также

Враг у ворот

Корпоративная культура уходит в онлайн

Брайан Эллиотт,  Памела Хиндс

Аморальная история: как завышенные цели портят сотрудников

Карен Нивен,  Колм Хили

Эффект плюшевого мишки

Дезаи Шридхари

Очень часто сами по себе технологии повышают эффективность бизнеса незначительно. Но, как показало исследование Oracle «The Adaptable Business», в котором приняли участие 860 HR-директоров и 5,6 тыс. сотрудников компаний со всего мира, вложения в человеческий капитал позволяют повысить отдачу от внедрения технологий в 14 раз — с 4,6% до 64%.

Я хотел бы перечислить семь условий, позволяющих добиться таких результатов, и рассказать об опыте клиентов Oracle, который это подтверждает.

Определите и разъясните цели (+10,1% к эффективности). Видение цифрового будущего зачастую неполно и не доведено до персонала. Даже топ-менеджеры порой не знают о том, какие цели цифровизации на самом деле стоят перед организацией, А ведь именно от них во много зависит, кто и как будет использовать технологии. К примеру, лишь 39% HR-директоров, участвовавших в нашем исследовании, четко могли сформулировать такие цели.

А вот положительный пример: благодаря четко поставленным целям и сплоченности команды оператор Tele2 за два года смог утроить диджитал-аудиторию — с 6 до 22 млн человек. Компания сформулировала стратегию, выбрала технологическую платформу и потратила много усилий на разъяснение своих целей. Открытость руководства и активное общение с сотрудниками облегчают достижение общего цифрового видения. Как показало исследование, ясная стратегия и понятные цели повышают эффективность бизнеса на 10,1%.

Опирайтесь на данные, а не только на опыт (+11,6%). Традиционно при принятии решений руководители компаний полагались на свой опыт. Но в эпоху бесчисленных данных появилась возможность тестировать предположения, обосновывать интуитивные догадки и укрепляться в сделанном выборе на основе проведенного анализа.

Так, в Альфа-Банке команда специалистов по данным смогла повысить релевантность предложений клиентам на 25-40%. На основании накопленных данных и методов машинного обучения в компании строят «модели лучшего» — лучшего продукта для клиента, лучшего канала коммуникаций, поведенческой сегментации и т. д. Однако, только 48% HR-директоров и 38% сотрудников в нашем исследовании подтвердили, что данные принимаются во внимание в их компаниях. Лидеры на своем примере должны продемонстрировать как необходимые навыки обращения с данными, так и правильное отношение к ним. Это даст наибольший выигрыш — плюс 11,6%.

Поощряйте дух предпринимательства (+10,1%). На быстро меняющемся рынке успех компании зависит от скорости принятия решений. Для этого необходимо уметь оценить выгоды, быть готовым взять на себя оправданные риски и не бояться экспериментировать. Иначе говоря, руководители не только высшего, но и среднего звена должны чувствовать, думать и действовать как предприниматели.

Предпринимательской культурой могут похвастаться пока немногие: две трети (69%) опрошенных заявили, что в их компании сотрудники не готовы идти на риск. Это стоит взять на заметку, ведь поощрение инициативы улучшает отдачу от ИТ на 10,1%.

Быстро перестраивайтесь (+10,2%). Практически все компании осознают важность гибкости и открытости для адаптации к требованиям рынка — только 3% не придают ей значения. Однако они не стремятся добиться этого на деле: если в качестве индикатора взять удаленную работу, всего 36% планируют развивать это направление в ближайшие три года. Открытость новым методам, моделям и технологиям (например, таким, как свободная занятость для некоторых категорий сотрудников) делает работу компании более производительной еще на 10,2%.

Постоянно учитесь (+6,7%). Рынок труда быстро меняется, и сотрудники обеспокоены тем, что их навыки окажутся невостребованными. Программы обучения помогают не только повысить квалификацию персонала и его уверенность в будущем, но и делают компанию более привлекательной для талантливых специалистов. Подобный подход пока скорее исключение из правил: лишь 36% опрошенных сотрудников согласны с тем, что в их компании возможности развития и карьеры открыты для всех.

Устраните внутренние барьеры (+2,9%). Большинство компаний по-прежнему делятся на многочисленные независимые департаменты, каждый из которых занимается одним направлением. Но такой организационной структуре присущи внутренние барьеры — и только 37% опрошенных сотрудников сообщили об их отсутствии.

К примеру, укоренившиеся культурные различия департаментов HR и финансов в компаниях часто мешают им эффективно использовать данные и аналитику. Но наладив взаимодействие с финансовой функцией, аналитики HR-департамента крупной международной сети гостиниц смогли узнать реальную стоимость найма сотрудников. В результате им удалось улучшить методы привлечения и сохранения ценных сотрудников, не выходя за рамки бюджета.

Проблемы с взаимодействием остаются и внутри команд: свободно обмениваться информацией могут только 40% респондентов. Возможно, эффект от открытого сотрудничества кажется небольшим (всего 2,9%), но это половина от того вклада, который дают собственно технологии.

Обсуждайте и критикуйте (+7,8%). Способность объективно воспринимать, методично изучать и задавать правильные вопросы чрезвычайно важна для организаций в условиях, когда им приходится постоянно тестировать гипотезы, идеи и решения. Для этого нужны не столько технические навыки, сколько критический взгляд и способность к аналитическому мышлению.

К примеру, в МТС считают, что не стоит переводить в цифру все подряд, а нужно найти ей правильное место. В компании пилотировали видеоинтервью для подбора специалистов и выяснили, что такой формат подходит для молодой аудитории, а вот более зрелая в основном не готова говорить на камеру. Робот-рекрутер тоже пригоден только для некоторых направлений подбора, считают в компании.

Замечу, что только треть 34% опрошенных не боятся критически высказываться о принятых в компании процессах.

Цифровая трансформация далеко выходит за рамки ИТ. Внедрение технологий должно сопровождаться изменением корпоративной культуры и повышением квалификации персонала. Перечисленные семь факторов можно использовать в качестве чек-листа, чтобы определить, какие условия необходимо создать в компании для повышения отдачи от внедрения технологий.

Об авторе. Олег Жуков — вице-президент Oracle в России и СНГ.