читайте также
В мире начинает появляться новая, но уже четко сформулированная бизнес-потребность: привлекать инновации к корпоративным инициативам устойчивого развития, чтобы стартапы приносили не только прибыль, но и пользу обществу. Сегодня это становится особенно важно, иначе компании рискуют проиграть битву за лояльность и государства, и потребителя. О чем нужно помнить корпорациям, если они планируют действовать в этом направлении.
Зачем встраивать инновации в стратегию устойчивого развития?
Потребители изменились — причем не только в США и Европе, но и в России. Они все чаще выбирают биоразлагаемую упаковку, тару многоразового использования, косметику без тестов на животных и легко отказываются от бренда, если ловят его на лжи, а то и переходят в активное наступление в социальных сетях, генерируя поток негативных отзывов. Об этом говорят и сухие цифры: исследование Accenture 2019 года показало, что 57% опрошенных россиян обращают внимание на прозрачность происхождения продукции, а 40% уже отказывались от бренда из-за его публичного поведения или несоответствия ожидаемым нормам ведения бизнеса.
Быть «неустойчивым» опасно не только с точки зрения сбыта. Для инвесторов устойчивый бизнес равен предсказуемым инвестициям — и это уже не вопрос репутации компании, а реальные финансовые возможности. Но чтобы добиться этого, «философия устойчивости» должна стать сквозной для всех подразделений и бизнес-процессов. Готовы к этому, к сожалению, далеко не все. И, что удивительно, среди «отстающих» оказываются именно инноваторы.
Что не так с инновациями?
Инновации нестабильны по своей сути: они предполагают культуру постоянного экспериментирования, быструю смену приоритетов, непредсказуемые решения. Для крупных компаний, привыкших работать по четко прописанной логике принятия и согласования решений, это становится источником неопределенности, иногда даже хаоса. У молодых команд совсем другая ментальность и степень гибкости: все должно быть быстро, просто, «раз, два и поехали».
Все, кто сталкивался с работой стартапов, поймут, о чем я. Начинаешь работать с проектом, вы о чем-то договариваетесь. Через три дня ты звонишь своему новому партнеру, он не берет трубку, а потом пишет письмо: «Мы уехали в Долину в акселератор, будем через год». Другой забавный случай из моего личного опыта произошел, когда мы как корпорация готовы были немедленно начать работу с перспективным проектом социальной направленности, однако на десятой минуте переговоров выяснилось, что у учредителей банально нет юридического лица и его создание даже не планировалось в ближайшие полгода. Эта, казалось бы, мелочь, мгновенно ставила крест на дальнейшем сотрудничестве, так как делала невозможными все необходимые процедуры, предписанные корпоративными бюрократическими регламентами.
Для корпорации подобная ментальность — источник риска, однако без нее невозможно быстрое внедрение прорывных инноваций, которые могли бы стать источником долгосрочных конкурентных преимуществ. Поэтому компании приходится снижать уровень опасности, умело балансируя между интересами потребителей, государства и технологическим прогрессом.
Инновации и сами по себе создают риски разной природы: в части кибербезопасности, приватности пользователей, соответствия законодательным ограничениям, этики и даже репутации компании. Кто, например, может предсказать, что запущенный в Twitter чат-бот начнет мимикрировать под других пользователей и шокировать аудиторию расистскими шутками? А эта история совершенно реальна.
Чтобы минимизировать такие риски, бизнесу необходимо интегрировать создание инноваций в стратегию устойчивого развития. Конечно, это легче сказать, чем сделать — однако можно предложить ряд практических шагов, которые позволят достичь цели.
Шаг 1. Включите инновации в повестку устойчивого развития
Корпоративная логика всегда начинается с документов. Чтобы инициативу начали воспринимать всерьез, инновации должны стать отдельным разделом в Стратегии устойчивого развития бизнеса либо в других стратегических документах. В этот момент есть опасность, что текст скатится к набору банальностей — клишированных оборотов «за все хорошее против всего плохого» — и будет восприниматься как отписка.
Самое время ответить на вопрос: какие цели будут достигать стартапы в устойчивом развитии вашего бизнеса? Будет ли их воздействие локальным, направленным на всю страну или мир?
Определите, какие именно области устойчивого развития будут «закрывать» эти инновации. Например, среди них могут быть:
охрана здоровья, физического и ментального благополучия людей,
ответственное производство и потребление,
сокращение вредного воздействия на окружающую среду: производство «чистой» энергии, забота о водных ресурсах и т. д.,
устойчивое развитие городов и сообществ — отдельное направление, на стыке проектирования, архитектуры и строительства,
сокращение бедности,
доступ к образованию,
обеспечение национального, расового или гендерного равенства.
В каждой отрасли и у каждого бизнеса приоритеты будут свои.
Шаг 2. Познакомьте команды инноваторов и специалистов по устойчивому развитию
Стартапы постоянно разговаривают с бизнесом, но почти никогда не общаются с командами, ответственными за стратегию устойчивого развития. На первом шаге можно создать кросс-функциональную команду, которая будет решать две задачи: во-первых, повышать эффективность стратегии ESG, во-вторых, снижать затраты на ее реализацию.
Помимо непосредственных результатов этого проекта вы достигнете и еще одной побочной, но важной цели: инноваторы поймут, каким новым критериям должны соответствовать их разработки, а специалисты по устойчивому развитию привыкнут мыслить в категориях новых технологий.
Здесь обязательно возникнет проблема. В стартапах и корпорациях работают люди принципиально разных психотипов. «Корпораты» стабильны, практичны, разбивают все на задачи, отлично знают правила игры. «Стартаперы» непредсказуемы, презирают ограничения, много ошибаются и постоянно срываются — зато увлечены и делают все быстро. Обязательно привлеките корпоративного HR-специалиста или стороннего медиатора, чтобы они быстрее находили общий язык и избегали конфликтов.
Шаг 3. Ищите стартапы с разработками, близкими целям устойчивого развития бизнеса
Многие стартапы изначально создаются для разработки решений, которые могли бы помочь бизнесу в достижении целей устойчивого развития — например, создавать более экологичные продукты, оценивать данные о поставщиках, мониторить настроения потребителей в социальных сетях или поддерживать ментальное здоровье сотрудников.
В странах Европы такие инновационные компании создают целые экосистемы: например, в странах Скандинавии широко известна инициатива Nordic Impact Startups. Стартапы, которые в нее входят, не решают глобальных проблем: они сосредоточены на конкретных задачах местного бизнеса и в большинстве своем на высокомаржинальных рынках.
Например, они создают решения в области финтеха, которые помогают людям экономить при покупке страховки или совершении платежей (и таким образом снижают проблему бедности). Или создают системы, повышающие эффективность использования воды и энергии (сокращая урон, наносимый планете при их генерации). Или, например, создают интерактивные образовательные VR-курсы (повышая качество образования в своих странах). Accenture, к примеру, проводила конкурс среди подобных стартапов для одного итальянского банка, и в числе финалистов был проект, помогающий управлять банковским приложением и банкоматами людям с ограниченными возможностями рук.
Все эти проекты не просто благотворительность: это коммерческие инициативы, которые одновременно помогают бизнесу зарабатывать и в то же время работают на достижение социально значимых целей.
В России такая экосистема только появляется: в этом году Фонд «Сколково» запустил собственный акселератор Greentech Startup Booster. Правда, попасть в него могут только стартапы, продукт которых находится на стадии не ниже готового прототипа.
Шаг 4. Привлеките стартапы к созданию социально значимых проектов
На следующем этапе пора действовать. Результатом должны стать новые социально значимые инновационные проекты. В мире такие уже не редкость, в России их пока не так много. Тема инноваций для устойчивого развития в России еще очень молода. Именно поэтому она настолько привлекательна для бизнеса. Привлекая стартапы к социально значимым инициативам, компания может найти баланс между интересами бизнеса, общества и государства, который придаст импульс развития на долгие годы вперед. И сделать это в числе первых. Красивая, амбициозная возможность, одинаково привлекательная и для корпораций, и для стартаперов.
Об авторе. Филипп Мухин — руководитель практики «Открытые инновации» консалтинговой компании Accenture в России.