
читайте также
Ученые из Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Иван Сорокин и Желько Текич в совместном исследовании попытались разобраться, что отличает успешные AI-продукты от неудавшихся? Шанс добиться хороших результатов при создании такого проекта огорчающе мал: вице-президент по Data Science бренда одежды SKIMS Крис Чапо отмечает, что 87% ИИ-стартапов так и не суждено выйти на рынок или выполнить заявленные на старте обещания.
На протяжении первой половины 2024 года Иван Сорокин и Желько Текич провели десять глубинных интервью со специалистами по ИИ и бизнес-экспертами из крупных российских и международных компаний, включая Alibaba Group, «Газпром нефть», VK Group, «Сбер» и «Яндекс». Затем ученые проанализировали опыт этих компаний по созданию и выводу на рынок ИИ-продуктов и выявили важную закономерность: успех напрямую зависит от качества данных, технической экспертизы команды и гибкости процессов, но решающее значение играет вопрос этики. Несмотря на то, что многие из этих параметров пересекаются с традиционными принципами разработки, в контексте ИИ они приобретают новый уровень сложности.
Большое значение имеет качество данных — AI-продукт хорош настолько, насколько хороши данные, на которых он был натренирован. Один из опрошенных авторами исследования экспертов уверен, что для создания работающего ИИ-продукта необходим не просто большой объем информации — она должна быть релевантной и правильно маркированной. Ведь неполные данные или ангажированная информация приведут к искаженным результатам, а это лишь навредит продукту.
Так, существенной проблемой суперкомпьютера IBM Watson Health, с 2013 года занимающегося проблемами лечения рака, оказались данные. Несмотря на вычислительные мощности и качественные алгоритмы, IBM Watson Health регулярно давал некорректные медицинские рекомендации. Дело оказалось в нестабильном качестве массива данных, на котором был обучен суперкомпьютер.