Не упустить зарождающуюся структуру | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Не упустить
зарождающуюся структуру

Автор: Шерки Клей

читайте также

5 шагов в кризис, которые сделают вас сильнее

Наталия Васина

Почему бизнес-школы так и не научились готовить кадровиков

Питер Каппелли

Что делать с трудным подчиненным

Николсон Найджел

Если ты такой богатый, то почему неумный?

Федюкин Игорь

Известно, что неформальные сообщества крайне важны для бизнеса - достаточно вспомнить онлайновые форумы служащих компаний или сети по обмену опытом между людьми, ищущими работу. Правда, исследовать такие сообщества непросто, к тому же они постоянно самопроизвольно перестраиваются. Таким образом, само по себе осознание важности неформальных групп не помогает понять, чем именно они сильны и как использовать их преимущества.

Однако ситуация здесь меняется к лучшему. Мы начинаем понимать механизмы, которые стоят за социальными сетями, у нас накапливаются горы данных о прошлом опыте, и мы быстрее реагируем на изменения в них.

Более совершенные модели. Стэнли Милгрэм в 1967 году выдвинул тезис о “шести степенях отчуждения”: любые два человека на Земле связаны цепочкой длиной не более шести звеньев. Но еще 30 лет после этого мы не понимали, как эта концепция работает. И вот Дункан Уоттс и Стив Строгатц объяснили нам детали этой концепции. Книга Уоттса “Шесть степеней” (2003), а также работы Альберта-Ласло Барабаши из Института Нотр-Дам, Бернардо Хью-бермана из HP совершили переворот в наших представлениях о функционировании социальных сетей.

Более качественные данные. Мы все больше опираемся на Интернет, который сейчас помогает делать все - от заказа билетов до назначения свиданий. Одним из результатов нашей деятельности в Сети становится постоянно пополняющийся массив метаданных - информации, описывающей суть и объекты транзакций. Работа с метаданными дает совершенно неожиданные возможности - в частности, позволяет на основе немногочисленных сведений делать полезные предсказания. Рекомендации онлайнового магазина Amazon по покупкам; списки тенденций в пользовательском общении, составляемые сервером Blogdex.net по материалам блогов; карты социальных сетей, составленные Хьюберманом на базе почтового трафика, – эти и другие примеры свидетельствуют об огромном потенциале технологии извлечения знаний из простых метаданных.

Более оперативный отклик. Еще совсем недавно составление карт социальных сетей напоминало замедленный фотографический процесс: вы делали снимок отношений в группе, затем проявляли его и лишь спустя несколько недель могли увидеть изображение. Сегодня благодаря новым средствам для анализа социальных метаданных обработку информации можно вести в режиме реального времени. Это как взгляд в зеркало: нужные сведения оказываются доступными по мере возникновения необходимости в них. Сайты вроде LinkedIn и Friendster, посвященные социальным сетям, позволяют установить, кто входит в сеть “друзей ваших друзей”, а специальные программы (Spoke, Visible Path и пр.) помогают строить карты таких сетей для компании.

В эпоху, для которой характерно, по выражению Кевина Вербаха, “постмодернистское управление знаниями”, невозможно рассматривать знания, имеющиеся в компании, в отрыве от ее служащих. Продвинувшись в понимании сущности социальных сетей, мы сможем эффективнее управлять взаимодействием между людьми, обнаруживать новые тенденции в сообществах, выявлять самых ценных экспертов в компании, а после слияния компаний – обеспечивать полноценное сотрудничество объединенных команд.

Однако социальные сети представляют собой живые организмы, использование которых приводит к их модификации. По некоторым данным, ценность онлайновых сообществ, ориентированных на поиск работы, сейчас снижается – отчасти из-за того, что рекрутеры слишком усердно рекомендуют обращаться к этому ресурсу. Точно так же проблемы соблюдения конфиденциальности, отношение служащих к их социальным сетям как к личному достоянию и другие подобные факторы могут привести к трениям между менеджерами и рядовыми работниками в вопросах функционирования и использования социальных сетей.

Менеджеры управляют лишь тем, что они в состоянии увидеть. Когда они увидят социальные сети, это основательно изменит мир бизнеса.