Кто это придумал? Какая разница! | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Кто это придумал?
Какая разница!

Что если Соединенные Штаты лишатся лидерства в области инноваций?

Автор: Нитин Нория

Кто это придумал?  Какая разница!

читайте также

Экономика доверительных отношений

Работать на рост

Елена Евграфова

Очень странный Agile

Стив Бланк

Неудачное резюме поможет понять природу успеха

Билл Тейлор

Что если Соединенные Штаты лишатся лидерства в области инноваций? Ведь это ключевой фактор их конкурентного преимущест­ва. Инновационная активность резко возрастает и в других странах, и кажется, что экономика США вот-вот потеряет свои передовые позиции.

Но я не думаю, что опасность настолько реальна. Можете ли вы назвать хотя бы одно крупное изобретение, покорившее мировые рынки, которое пришло бы к нам не из США или Европы? Не так давно я в очередной раз задал этот вопрос на одной конференции. Обычно в ответ все молчат. Но тут модератора осенило: «Йога!» Сразу раздался смех, ведь никто не ставит йогу в один ряд с кремниевыми кристаллами и геномом человека. Но мне пришлось согласиться. Это ­мощная сфера бизнеса, и зародилась она, дейст­вительно, не на Западе.

Затем я задумался. Может быть, куда важнее ответить на другой вопрос: имеет ли значение, где рождаются изобретения, если рынок прекрасно умеет пожинать их плоды?

Взять ту же йогу. Она возникла в Древней Индии, а сегодня это повальное увлечение, охватившее весь мир, питает огромную индустрию: инструкторы, студии, фирмы, выпускающие DVD и приложения, производители благовоний, организаторы йога-туров, физиотерапевты, специализирующиеся на полученных во время занятий травмах. Какой компании йога приносит наибольший доход? Ванкуверской lululemon athletica, которая производит и продает одежду и аксессуары для занятий йогой. Ежегодный доход этой компании, основанной в 1998 году, — более $700 млн, а рыночная капитализация превышает $9 млрд.

Lululemon не вовлечена в индустрию собственно йоги: у нее нет ни студий, ни инструкторов — но при этом она использует связанные с йогой возможности, то есть занимается смежным бизнесом. Инновации часто порождают настолько ­большой фонд прибыли, что их авторы не могут разрабатывать его в одиночку. И порой, как в случае с одеждой для йоги, перспективы, сулящие наибольшую прибыль, таятся в смежных сферах.

Раньше изобретения и относящиеся к ним индустрии, как правило, были привязаны к одному региону. Однако современный глобальный рынок не дает местным компаниям особого преимущества в остальном мире. Это важно учитывать, когда мы говорим об инновациях как о двигателе экономики.

Происхождению инноваций порой уделяют слишком большое внимание. Взгляните на любое крупное изобретение — и вы наверняка обнаружите, что оно дает шансы обогатиться и другим игрокам в смежных областях. Не важно, кто первым собрал электромобиль для массового потребителя, — важно, что он позволил фирмам во многих странах заняться усовершенствованием аккумуляторов, зарядных станций и так далее. Революционное лекарство от рака, если оно когда-нибудь появится, откроет медицинским учреждениям разных государств широкие возможности для получения прибыли.

Фирмам с высоким потенциалом в области маркетинга и дистрибуции и компаниям-лидерам, которые быст­ро сумеют охватить взглядом новые горизонты, будут выгодны любые ново­введения. Сегодня, когда безработица и экономический застой все громче заявляют о себе, мы должны буквально молиться о появлении — не важно, в какой части света, — все новых и новых прорывных инноваций. В конце концов, создание рабочих мест и повышение благосостояния в большей степени связано не с самими изобретениями, а с интенсивной разработкой его потенциала.