Дизайн-мышление как распознавание возможностей | Большие Идеи

・ Управление инновациями

Дизайн-мышление как
распознавание возможностей

Предпринимательство, особенно инновационное, требует высшей степени умения распознавания.

Автор: Екатерина Храмкова

читайте также

Перестройка — не событие, а эпоха

Маккомб Уильям

4 способа усилить перемены внутри компании

Джон Коттер

Нужна помощь? Обратитесь к тому, кто вам отказал

Ньюарк Дэниeл

«Пермь – это будущий российский Зальцбург»

Петр Поспелов/ "Ведомости"

Есть такая область математики — «распознавание образов». Мой бывший супруг, долгие годы работая в Японии, разработал программу, которая переводила растровые, в том числе рукописные изображения иероглифики в векторный формат, с которым уже можно было работать — редактировать, обрабатывать и так далее. Говорят, на тот момент, это была чуть ли не лучшая программа по работе с иероглифической письменностью — процент правильного распознавания был очень высоким. Поначалу Kanji — такое имя я придумала программе — использовали для работы с картами, большей частью географическими, потом открылись новые приложения. Вот представьте себе почтовое отделение: тысячи и тысячи писем и посылок. Одно дело сортировать и обрабатывать весь этот нескончаемый поток вручную, а другое – поставил сверху камеру, в которую заложена программа распознавания и конвейер, включая обработку данных — сколько раз Йошико-сан написала любимому дедушке, — автоматизирован. Японцы любят и умеют делать процесс красивым, элегантным. Это та самая эстетика, которая помогает красивым самолетам летать. Ну и само собой, дизайн-мышление налицо. Мир вокруг нас я вижу примерно так же: нескончаемый поток информации, которая только кажется, что она — знание. Ведь пока не вскроешь и не разберешься, — не переведешь все это безумное количество информации в действительно ценное для тебя know how, все эти пакеты и посылки просто мусор. Короче, «японская азбука» какая-то… Предпринимательство, особенно инновационное, требует высшей степени умения распознавания. Распознавания возможностей в потенциально безграничном мире вокруг нас. Вопрос в том, что кто-то видит их –— эти возможности, а кто-то смотрит на них и не замечает ничего, кроме непонятных иероглифов. Короче говоря, у кого-то программа по «распознаванию образов» встроена, а кто-то и не знает о ее существовании. Я к чему все это. В свое время партнерский мне бизнес-инкубатор МГУ, развивающийся при поддержке Intel, озаботился вопросом, а какими качествами, какой ментальностью должен обладать предприниматель, чтобы стать успешным. Была сформирована интересная команда экспертов, включая психологов, которые занялись данным вопросом. И — о, чудо! — выяснилось, что самыми важными компетенциями предпринимателя являются умения видеть благоприятные рыночные возможности и принимать решение в ситуациях неопределенности и высокого риска. К слову сказать, классическое определение предпринимательства гарвардского профессора Ховарда Стивенсона (Howard Stevenson), — это «поиск возможностей вне зависимости от ресурсов, которыми предприниматель обладает в данный момент». Но что значит «видеть возможности»? А то и значит, что распознавать их, то есть видеть за хаосом структуру. Или, как сказали Рита Макграф (Rita McGrath) и Ян Макмиллан (Ian McMillan), «что у предпринимателей общего — отлично заточенные навыки, которые позволяют им трансформировать хаос, неопределенность - в возможности. Так неопределенность — из врага — превращается в вашего союзника». По сути, именно об этом и говорят результаты исследования бизнес-инкубатора и именно это — поначалу интуитивно — вывело их на понимание того, что инструментарий, позволяющий оптимизировать процесс «распознавания возможностей», есть, и название ему «дизайн-мышление». Если кому интересно, книга «Компетентностный подход и роль дизайн-мышления в обучении инновационному предпринимательству» вышла в издательстве МГУ этой весной. Дело в том, что набор определенных правил и ментальных установок, связанных с дизайн-мышлением, может — и должен! — процветать не только в творческой дизайнерской среде. «Те же самые принципы и практики, которые способствуют появлению инновационного дизайна, могут и должны быть использованы для создания успешной компании. Так что лидеры будущего должны думать о бизнесе как о дизайн-процессе», — говорит Хидер Фрейзер (Heather Frazer), директор лаборатории Designworks, Rotman School of Management в Канаде. Именно эта бизнес-школа несколько лет назад ввела не только в лексикон бизнеса, но и в программу своего обучения такое понятие, как Business Design — «дизайн бизнеса». Как необходимо дизайн-мышление для создания успешного инновационного продукта — Product Design & Development, так же востребованными становятся его принципы в процессе разработки и выведения на рынок инновационного бизнеса — Business Design & Development. Почему? Да прежде всего, потому, что оба процесса — и product development, и business development — проходят через одну и ту же турбулентную стадию неопределенности, того самого погружения в неизвестное, получившее устойчивое название The Fuzzy Front End of Innovation: «полный неопределенностей и рисков начальный этап создания инновации». Очевидно, что прохождение именно этой стадии является неотъемлемым этапом в предпринимательстве, когда запускается инновационной старт-ап. И именно дизайн-мышление может помочь пройти через этот сложный этап с наибольшей результативностью.

И на заметку: «Хороший программист может быть как минимум в сто раз продуктивнее, чем средний. Разница не имеет ничего общего с технической, математической или инженерной подкованностью, — а в огромной степени заключается во вкусе, ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ, эстетическом даре», пишет Дэвид Гелернтер в книге «Красота машины: изящество и сердце технологии».