Как выманить у сотрудников хорошие идеи | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как выманить у сотрудников
хорошие идеи

Один из самых напряженных вопросов, связанных с инновациями — как поощрить людей развивать и воплощать новые идеи.

Автор: Рон Ашкеназ

Как выманить у сотрудников хорошие идеи

читайте также

Продукт и его команда

Юлия Фуколова

Пусть тайное станет явным

Райан Бьюэлл

Почему автопроизводители проигрывают Tesla

Джеффри Паркер,  Йонас Бём,  Хемант Бхаргава

Игры для лучшей жизни

Джейн Макгонигал

читайте также

Один из самых напряженных вопросов, связанных с инновациями — как поощрить людей развивать и воплощать новые идеи. Исследования этой проблемы породили множество противоречивых выводов. Например, в недавнем отчете указывается, что денежные премии способствуют лишь размножению заурядных идей и никак не влияют на подлинные прорывы. С другой стороны, исследование, проведенное в Массачусетском технологическом институте, показало, что долгосрочные награды и общекомандные поощрения все же играют позитивную роль в этом процессе. Еще в одном опросе, охватившем 20 компаний из различных отраслей, 90% респондентов отнесли систему поощрений и вознаграждений за инновации к списку того, «что нам следует делать лучше».

В основе этих противоречий — страх, что сотрудники не станут изобретать и развивать креативные способы совершенствования бизнеса, если не получат за это что-то «сверх уже имеющегося»: время, ресурсы, власть или деньги. Например, один руководитель недавно жаловался мне на сотрудницу, которая не желала ни с кем в компании делиться своими наработками, пока с ней не подпишут соглашение о неразглашении — иначе, мол, ее инновационное решение украдут. В другой фирме нам описывали ситуацию, в которой владелец базы данных соглашался предоставить ее другому отделу только за долю с доходов. И даже если предусмотреть финансовые поощрения за инновации, такого рода проблемы не будут автоматически решены. Напротив, жесткий подход «идея = деньги» откроет ящик Пандоры с непредсказуемыми последствиями: люди будут неустанно изобретать «инновации» ради собственного обогащения, а не ради блага компании, возрастет конкуренция между различными сотрудниками и отделами, о текущих делах никто уже заботиться не станет и так далее.

Сказанное вовсе не отменяет пользы материальных поощрений, однако требуются серьезные усилия, чтобы научиться их применять.

В первую очередь компаниям следует позаботиться о создании определенной среды, культуры, в которой будут процветать инновации. Взять хотя бы тот случай, когда сотрудница требовала договора о неразглашении: возможно, тут не в деньгах дело, но в недостатке преданности и доверия. По каким-то причинам эта сотрудница не считала своей обязанностью помогать компании искать новые методы работы и не интересовалась общим развитием и совершенствованием процессов внутри фирмы. Новый метод она придумала и стала применять исключительно в собственных интересах. В то же время она не доверяла своему начальнику и коллегам и не хотела, чтобы они попытались применить или усовершенствовать ее идею: в таком случае, как она опасалась, она не удостоится признания как первопроходец. Подобная проблема не решается деньгами — в данном случае материальная награда только усугубила бы ситуацию.

И с конфликтом из-за базы данных дело обстоит примерно так же: начальник отдела считает, что эта база принадлежит ему и его отделу, а не компании. Значит, его организация имеет право на компенсацию, если ее работа будет использоваться другими отделами. Если это требование удовлетворить, то такое мнение закрепится, и впредь отделы и подразделения еще менее охотно будут сотрудничать и делиться информацией друг с другом.

К сожалению, рассуждать о благоприятной для инноваций культуре легко, а вот создать ее не так-то просто. Попробуйте для затравки три способа.

Во-первых, объясните сотрудникам значимость инноваций в вашем бизнесе. Во многих компаниях, особенно в тех, которые годами подвергаются «эффективному менеджменту», инновации воспринимаются как способ оптимизировать расходы и избавиться от неэффективных членов коллектива — понятно, что в итоге складывается «оборонительный» тип поведения: сотрудники стараются выделиться, но отнюдь не реальными инновациями. Поэтому нужно, не жалея времени, разъяснять необходимость поиска новых решений для клиентов, конкуренции со стартапами, ускорения внутреннего роста — те или иные причины, по которым для вашей компании рост столь насущен.

Во-вторых, встройте инновации в процесс целеполагания и контроля производительности, причем максимально конкретно. Если вы ждете от руководства и от рядовых сотрудников инноваций, нужно объяснить им, каких инноваций вы ждете, какими параметрами вы их измеряете, почему это станет частью их обычной работы, а не чем-то «сверх уже имеющегося» в свободное время.

Наконец, выявите в компании уже существующие инновации, случаи, когда сотрудникам удалось что-то придумать, либо получить хорошие результаты, либо научиться на своих ошибках. Широко обсуждайте эти моменты, хвалите активных участников и дайте всем понять, что именно такого поведения вы ждете и даже требуете от всего коллектива.

Традиционная компания не превратится в одночасье в механизм производства инноваций. Но если сосредоточиться на культуре, а не на материальных поощрениях, шансы повысятся.

Читайте по теме: