Кризис в бизнес-партнерстве | Большие Идеи
Кризис-менеджмент

Кризис в бизнес-партнерстве

Дмитрий Гриц
Кризис в бизнес-партнерстве
Фото: Pineapple Supply Co. / Unsplash

Кризисы в бизнес-партнерстве возникают намного чаще, чем кажется. Одни соучредители переживают их незаметно, другие — теряют компании. Кризис — это не конфликт совладельцев, а момент, когда принятые прежде правила и договоренности не могут быть выполнены. Разберемся, какие шаги позволят сохранить партнерство и уберечься от неприятных ситуаций.  

Как предотвратить кризис

В идеале готовиться к кризису и разрабатывать план выхода из него необходимо «на берегу», то есть перед тем, как партнеры начнут вести совместный бизнес. Вот примеры вопросов, которые можно обсудить заблаговременно.

Разрешено ли нанимать в компанию родственников или близких друзей? Как и кто из партнеров будет решать вопросы с чиновниками и контролирующими органами? Необходимо ли соучредителям каждый день находиться в офисе или лучше строить систему, в которой менеджмент будет наемным и самостоятельным? Нужен ли каждому из партнеров отдельный кабинет?

Ответы на ключевые вопросы зависят от личного опыта, ценностей и принципов будущих партнеров. Ответы на них позволят понять, в чем люди сходятся, а в чем нет. Придя к единому мнению, стоит записать основные положения договоренности простым деловым языком без юридических терминов, задав конкретные и измеримые цели с привязкой ко времени. Такое письменное соглашение точно не забудется. Кроме того, правила, зафиксированные документально, впоследствии сложнее переиначить. Позже партнерское соглашение всегда можно дополнить или скорректировать в случае необходимости. Если же совладельцы все обсудили, но не закрепили результат на бумаге, это будет означать, что они не пришли к договоренности и в будущем каждый сможет трактовать соглашение по-своему.

Причины кризиса

Кризисы в бизнес-партнерстве могут быть вызваны внешними или внутренними причинами. Внешние — это форс-мажоры, не подвластные совладельцам бизнеса, но вынуждающие их нарушать договоренности. Например, партнеры условились со следующего месяца работать три дня в неделю в московском офисе, но из-за неких событий один из партнеров, временно находившийся в другой стране, не смог вернуться. Или бизнес был связан с отраслью, которую законодательно запретили, — так, например, произошло с кальянной индустрией. При подобных непредсказуемых внешних событиях партнерство переживает кризис. Чаще всего это не приводит к крупному конфликту — наоборот, совладельцы объединяются вокруг внешней проблемы и ищут решения, чтобы оптимально изменить свою договоренность.

Внутренние причины кризиса связаны с решениями или действиями партнеров. Они обусловлены сложившейся ситуацией и не позволяют выполнять договоренности. Такие причины могут быть как объективными — основанными на фактах и обстоятельствах, так и субъективными и даже непонятными другому совладельцу. Например, в какой-то момент один из партнеров решает, что доли в компании распределены несправедливо, поскольку, по его мнению, он тратит на бизнес гораздо больше времени. Назревает кризис.

На взаимодействие совладельцев могут влиять не только негативные, но и позитивные факторы. Скажем, один партнер поступает в бизнес-школу, а после обучения понимает, что вести дела, как раньше, больше нельзя и надо что-то менять. Обычно второй партнер воспринимает такие заявления болезненно: он придерживается точки зрения «пока работает — не трогай».

Понять, что в союзе наступил кризис, можно по следующим признакам: совладельцы часто ссорятся и все реже находят общий язык, их начинает раздражать взаимодействие друг с другом, им кажется, что другая сторона меняет свои убеждения и принципы, недовольство нарастает, они стремятся самостоятельно принимать решения, чувствуют бесперспективность партнерства. В таком случае пора пересмотреть старые соглашения и составить новые.

советуем прочитать

Об авторе

Дмитрий Гриц — эксперт по построению бизнес-партнерств, автор технологии «Партнерская сессия» и управляющий партнер АБ «Гриц и партнеры».

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
«Если мы этого не сделаем, то грош нам цена»
Владимир Штанов/ "Ведомости"