Почему нам нужно быть умнее своих гаджетов | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему нам нужно быть умнее
своих гаджетов

Большинство разговоров по поводу интернета вещей исходит из установки, что мы жертвуем конфиденциальностью и защищенностью ради огромного выигрыша в плане эффективности и производительности.

Автор: Итан Бернштейн

Почему нам нужно быть умнее своих гаджетов

читайте также

Корпоративные идиомы: как не ударить в грязь лицом

Борис Щербаков

Что родители должны сказать своим детям о выборе карьеры

Джеймс Цитрин

Об искусстве финансовой упаковки

Артем Генкин

Как нанять лучших специалистов и не разориться

Амелия Фридман

Большинство разговоров по поводу интернета вещей (IoT) исходит из установки, что мы жертвуем конфиденциальностью и защищенностью ради огромного выигрыша в плане эффективности и производительности. Но что, если сама основа этого компромисса (что при информационном соединении устройств друг с другом по экспоненте в обязательном порядке растет эффективность) ошибочна? Что, если неограниченный обмен информацией между различными гаджетами несет в себе те же опасности, что и беспорядочное распространение различных сведений среди людей?

В результате проведенных исследований выяснилось, что именно личное пространство становится источником повышения эффективности в организациях. Излишняя прозрачность (например, в полностью открытом рабочем пространстве) приводит к снижению производительности и подавляет творческий подход к решению проблем. Когда мы знаем, что за нами пристально следят, мы чаще всего придерживаемся установленных правил, даже если они неэффективны. Похожие последствия может повлечь за собой и слишком большая прозрачность между умными устройствами. Как бы нам ни хотелось думать, что все приборы в машинах (как в нашей, так и во всех остальных) общаются между собой только ради нашей же безопасности, все-таки предметом общения являемся мы сами — для анализа передаются наши данные. А когда специальные датчики фиксируют наше поведение на работе, мы, разумеется, отчетливо осознаем, что за нами следят и нас оценивают. Как будто начальник всегда с нами, каждую секунду, замечает любой проступок.

Читайте материал по теме: Сделайте так, чтобы ваша новая идея выглядела не такой пугающей

Поэтому мы не отваживаемся делать что-то новое, пока не убедимся, что наши же данные не будут использованы против нас.

Итак, что можно позволить приборам и гаджетам? Над этим вопросом ломали голову руководители большой газовой компании, пока мы с Шелли Ксин Ли из Гарвардской школы бизнеса проводили эксперимент с участием механиков газовой службы. Компания внедрила сложную мобильную систему, которая стандартизировала практически все процедуры (например, ноутбуки в каждой машине были соединены с центральной диспетчерской службой) для того, чтобы отслеживать работу сервис-инженеров. Конечной целью было предоставить им обратную связь, помочь сотрудникам еще лучше обслуживать клиентов. Однако руководство организации сомневалось в том, кому следует передавать данные, полученные подобным образом.

Рассматривался вариант сделать эту информацию общедоступной, чтобы каждый мог сравнить свои результаты с достижениями других сотрудников в любой момент времени. Им казалось, что такая прозрачность могла бы повысить мотивацию, способствовать укреплению морального духа, а также обеспечить обратную связь и профессиональный рост. Руководителям было бы легче развивать потенциал своих подчиненных.

Но топ-менеджеры предвидели и то, как неограниченный доступ к таким сведениям может разрушительно повлиять на корпоративную культуру и производительность труда. Он может, например, отбить у сотрудников всякое желание экспериментировать, а следствием станут упущенные возможности потенциального улучшения процедур. В самом деле, доказывают исследования, что доступность информации о личных результатах гораздо чаще демотивирует людей, чем наоборот (причем это касается как «отличников», так и «двоечников»).

Читайте материал по теме: Как руководители внедряли и применяли инновации в 1969 году

Пока данной организации удается найти золотую середину, устраивающую и руководство, и их подчиненных. Всем сообщаются коллективные результаты, а индивидуальные сведения доступны лишь тому сотруднику, которого они непосредственно касаются. Опрошенные нами фокус-группы выражали мнение, что при полной открытости информации «стремление к кооперации и производительности» уступит место нездоровой конкуренции за «хорошо» и «отлично».

Еще одна компания, которой пришлось принимать решения о доступности данных в реальном режиме времени, это UPS. Хотя ее грузовики все еще управляются живыми людьми, машины напичканы сенсорами, которые фиксируют каждое движение водителя и посылают результаты для обработки на серверы в Нью-Джерси. Но, чтобы эти данные могли быть использованы для повышения эффективности и безопасности работы за рулем, UPS вела длительную дискуссию с водителями и их профсоюзами. «Рамочное соглашение» признает, что «в прошлом наблюдались проблемы с использованием современных технологий». А именно: их применяли для дисциплинарных взысканий, а не для провозглашаемых благих целей по повышению качества вождения. Теперь у UPS более строгие ограничения на распространение информации: оно должно быть только в целях профессионального роста и развития водителей, кроме случаев намеренного нанесения ущерба компании.

Как показывают эти примеры, найти золотую середину в взаимодействии между человеком и гаджетами нелегко. Все теснее переплетающиеся связи, не позволяющие ничему остаться сокрытым, заставляют сотрудников вести себя непродуктивно — они боятся потенциального наказания. Как газовая фирма, так и UPS потратили немало времени и денег, чтобы нащупать устраивающий их уровень конфиденциальности. И по мере того, как интернет вещей победоносно марширует по профессиональному миру, подобные расходы придется все чаще нести и другим организациям.

Читайте материал по теме: Инновации в корпорации: все должны действовать заодно

Более того, устройства не всегда понимают нас правильно. И мы тратим энергию (а также производительность), пытаясь заставить их поступать так, как следует. Представьте себе, что происходит, когда в офисе автоматически выключается свет из-за того, что вы какое-то время не шевелились, и сенсор решил, что вы ушли. Вы энергично машете руками в темноте, ожидая, что свет включится. Вы нажимаете на выключатель, но ничего не происходит. Вы выходите из комнаты и входите в нее снова, даже пытаетесь попрыгать. Эта штуковина, придуманная, чтобы сделать вашу жизнь проще (и ведь она действительно не дает вам оставить свет включенным на ночь), в то же время создает вам дополнительную головную боль, сообщая о вас неправильную информацию.

Просто вообразите, что произойдет, если ваше умное офисное оборудование соберет неправильные данные о ваших результатах (например, приуменьшит количество часов, когда вы были в офисе, поскольку вы не были на рабочем месте целый день или долгое время не пользовались компьютером или телефоном). Что бы вы придумали, чтобы обхитрить аппаратуру? Станете ли вы послушно сидеть на своем посту, отсчитывая минуты, вместо того чтобы пройтись по офису и найти ответы на свои вопросы, чтобы добиться реальных результатов?

Возможно, ответ в том, чтобы сделать умные устройства еще умнее в надежде, что версия 2.0 решит все проблемы. Но, скорее всего, нам просто придется придумывать все новые способы стать умнее своих машин и гаджетов.

Читайте по теме:

* деятельность на территории РФ запрещена