6 способов спасти хорошие идеи | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

6 способов спасти
хорошие идеи

Спросите людей, отвечающих за разработку новых продуктов, или менеджеров по продукции из отдела НИОКР, какие процессы в организации душат их лучшие идеи.

Автор: Скотт Кирснер

6 способов спасти хорошие идеи

читайте также

Пять книг года от Билла Гейтса

Тимур Батыров

Порочный круг: почему компании вновь и вновь совершают катастрофические ошибки

Франсиско Полидоро

«Вроде все идет нормально, но он вдруг взрывается»: парадоксы современных лидеров

Тахир Базаров

«Сначала наденьте маску на себя»

Дарья Крячкова

Любой, кто работал в крупной организации, может набросать длинный перечень причин, которые обычно убивают перспективные идеи. Это и конфликты с существующими направлениями бизнеса, и ярые противники идей, и управленческий беспорядок, и недостаток ресурсов.

При всем при этом, если внезапно компании решают «встать на путь инноваций» (организовывают форумы разработчиков, конкурсы идей, программы ускорения развития), они, как правило, совершенно забывают принять меры относительно всех тех вещей, которые губят на корню прекрасные замыслы.

Почему? Раскручивать новые передовые инициативы — это захватывающее занятие, однако менять среду и создавать благоприятные условия для процветания этих идей — чрезвычайно тяжелая работа. Для первого аспекта вам потребуется несколько сотрудников и благословение гендиректора, а для второго — широкомасштабная организационная поддержка и непрерывные усилия.

В результате множество программ инноваций так и остаются в стадии концепций и макетов, не достигнув реального воплощения. Вот шесть способов изменить эту ситуацию:

Начните с опроса. Спросите людей, отвечающих за разработку новых продуктов, или менеджеров по продукции из отдела НИОКР, какие процессы в организации душат их лучшие идеи. Возможно, руководители согласны иметь дело лишь с каким-то определенным подходом к проблемам или, например, не могут представить себе, как крошечная база пользователей может стать большой? Стоит вам просто спросить ключевых игроков в вашей компании об этих процессах, и вы узнаете много удивительных фактов, часть из которых может потребовать вашего незамедлительного вмешательства. Когда мое издание Innovation Leader совместно с консалтинговой фирмой Innosight опросили почти 200 руководителей, отвечающих за нововведения в компаниях, наши респонденты назвали немало убедительных доводов, оправдывающих закрытие новых проектов, таких, например, как невыполнение поставленных задач. Но самая часто упоминаемая причина смерти инноваций такова: руководители коммерческих отделов не поверили в новую идею.

Читайте материал по теме: Рассчитайте, сколько вам следует вложить в инновации

Консалтинговое агентство или конструкторское бюро? Многие команды внедрения новых продуктов желают одновременно исполнять обе роли: в сотрудничестве с бизнес-подразделениями решать краткосрочные задачи и в то же время разрабатывать нетрадиционные подрывные идеи, которые потенциально могут перевернуть всю отрасль. Тем не менее это две различные функции, которые требуют разных специалистов, взаимоотношений и ресурсов. Им нужны разные взлетные полосы, чтобы их идеи смогли действительно взлететь.

Первый подход предполагает создание внутреннего консалтингового агентства, обслуживающего интересы коммерческих подразделений. Они формируют запросы и возможности, над которыми ваша команда должна работать, а вы соглашаетесь, что после прохождения фазы тестирования вы отдадите проекты в их руки. В корпорации EMC Corp., занимающейся разработкой накопителей данных и программного обеспечения, подразделения и рабочие группы, такие как отдел маркетинга или служба управления персоналом, ставят перед сотрудниками организации проблему и просят всех желающих предлагать свои варианты решений. В 2014 году в подобных конкурсах поучаствовало более пяти тысяч человек. В результате устроители отбирают лучшие идеи и назначают их авторов ответственными за совершенствование рабочего процесса или создание нового продукта или услуги. Взлетная полоса такого рода — очень ровная, но в то же время она направлена на развитие тех инноваций, которые кажутся нужными коммерческим отделам.

Другой подход — конструкторское бюро — подразумевает разработку идей, которые, возможно, потребуют собственных каналов распространения или станут конкурировать с уже существующими продуктами компании. КБ во многих случаях нужно защищать от коммерческих подразделений, чтобы у них было достаточно свободы и ресурсов для продвижения своих инноваций на рынке. Иногда для этого необходимо создать независимую структуру.

Например, в Lowe's, торговой сети с оборотом в $53 млрд, в рамках подразделения Lowe's Innovation Labs действует группа, которая в сотрудничестве с компаниями-стартапами работает над созданием прототипов. Одно из направлений деятельности этой группы — использование технологий виртуальной и дополненной реальности, чтобы наглядно демонстрировать покупателям конечный результат их проектов по благоустройству дома.

Читайте материал по теме: Как запустить двигатель инноваций за 90 дней

«Мы работаем над проблемами, время которых еще не пришло», — говорит исполнительный директор LIL Кайл Нел, который подчиняется ИТ-директору корпорации. Он предостерегает, что попытка приложить «общий аршин» к инновациям погубит любую идею, «даже слегка отличную от того, что существует в данный момент». Поэтому деятельность LIL оценивается по таким параметрам, как способность с помощью нововведений положительно повлиять на потребительское поведение и добавить бренду привлекательности.

Заручитесь внешней поддержкой. В большинстве организаций термины «инновация» и «НИОКР» являются синонимами выражению «совершенно секретно». Фирмы не спешат делиться своими идеями ни с бизнес-партнерами, ни с потребителями, ни со СМИ. Гриф секретности снимается только в том случае, если проекты признаны достаточно отполированными и готовыми к официальному запуску. В итоге многие нововведения слишком долго плавают во внутренних корпоративных водах.

Директор по инновациям компании Dell Джим Стайклезер утверждает, что убедить внутренний электорат компании в важности новой и смелой идеи или технологического подхода становится намного проще, если клиенты компании уже в курсе дела или даже ждут не дождутся, когда можно будет заполучить новый продукт. Как говорит Стайклезер: «Высшему руководству корпорации нужно услышать об идее от своих команд, от покупателей, а также прочитать о ней в прессе. И тогда, — добавляет он, — они почувствуют, что это на самом деле их замысел».

Читайте материал по теме: Обратные инновации

Если инновации открыты для публики, потребители начинают выражать свое желание ими воспользоваться, а это — один из главных способов преодолеть организационную инертность и сопротивление. А если вы выставите напоказ результаты деятельности программ инноваций и отделов НИОКР, как, например, это делает WalmartLabs на своем веб-сайте, это приведет к поразительному побочному эффекту — вы привлечете новые таланты в вашу организацию. Польза от раскрытия своих процессов разработки может перевесить риски, связанные с разглашением информации конкурентам.

Вкладывайте реальные деньги. Многие компании поняли, как выделить небольшую сумму денег сотрудникам, которые разрабатывают нечто новое. Один из примеров: компания Adobe в рамках программы инноваций Kickbox предоставляет своим людям инструменты для совершенствования и проверки эффективности своих идей и к этому прилагает карточку на $1000 для покрытия расходов. Однако спросите инноваторов, как заполучить пару миллионов долларов, чтобы построить инфраструктуру и провести маркетинговое исследование, необходимые для достойного воплощения идеи, которая неплохо себя зарекомендовала на пилотном этапе. Тишина будет вам ответом. Для того чтобы дать возможность инновационным идеям выйти на полноценную коммерческую стадию, нужна схема вложения реальных денег в эти начинания, основанная на реальных рыночных данных (а не на укоренившихся в компании предубеждениях).

Читайте материал по теме: Нужны свежие идеи? Поищите на стороне

Поощряйте руководителей, поддерживающих победителей. В мире стартапов венчурные инвесторы ведут учет того, сколько коммерческих предложений они выслушали, сколько из них они внимательно проанализировали и сколько в итоге поддержали финансово. Они мотивированы инвестировать в некоторые из них, поскольку в случае удачного вложения средств в следующий Facebook, Google или Dropbox они заработают огромные деньги. В компании важно создать такие условия, при которых управленцев, которые помогли победителю, ждет прямая репутационная и финансовая выгода, а поддержка неудачников не станет для них концом карьеры. Подобным образом можно добиться того, что новые идеи получат необходимые средства и политическую поддержку. В противном случае тенденция на все отвечать веским «нет» победит любые разумные доводы.

Думайте еженедельно, а не ежеквартально. Венчурные инвесторы встречаются каждый понедельник, чтобы разобрать сделки, находящиеся в процессе подготовки. Я слишком часто слышу о ежеквартальных собраниях комитетов по инновациям. Медленное движение убивает достойные идеи и деморализует инноваторов. Постарайтесь так изменить рабочий процесс и систему контроля, чтобы насколько возможно ускорить создание новых вещей.

Нельзя не порадоваться, что крупные компании экспериментируют с новыми способами содействия инновациям и стараются воспитывать бизнес-мышление в своих людях. И все же гендиректорам, советам директоров и руководителям коммерческих подразделений следует уделять больше внимания окружающим условиям, в которых будут появляться на свет все эти перспективные идеи.

Читайте по теме:

* деятельность на территории РФ запрещена