В режиме онлайн: как отделить личное от профессионального в соцсетях | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

В режиме онлайн: как отделить личное от профессионального
в соцсетях

Cтратегии, которые помогут сохранить репутацию и самовыразиться в интернете

Авторы: Нэнси Ротбард , Ариан Олье-Малатерр

В режиме онлайн: как отделить личное от профессионального в соцсетях

читайте также

Борьба с сажей

Уоллек Седдон Джессика

Ноев ковчег для избранных

Мария Божович

Будущее в 3D: как повысить качество аддитивного производства

Анкуш Венкатеш,  Ричард Д’Авени

Мифы и правда о самосознании

Елена Евграфова

Давайте посмотрим правде в глаза: соцсети — вещь довольно опасная. Любой неудачный пост может стать причиной увольнения или серьезных проблем на карьерном пути. В наше время, когда молодые сотрудники дружат в онлайне в среднем с 16 коллегами, а 40-60% рекрутеров ищут персонал в соцсетях, отказываться от них полностью нет смысла. Но как правильно сочетать личное и профессиональное в режиме онлайн?

Мы провели исследование и опросили десятки специалистов о том, как они используют соцсети. Некоторые из них все еще умудряются избегать погружения в них. Большинство же уверено, что это все какая-то иллюзия, нереальный мир, но никто из опрошенных не хочет отказаться от возможностей нетворкинга и сбора информации, которые дает интернет. Многие даже каким-то образом умудряются воссоздать в социальных сетях границы и даже стены, которые они используют и в реальной жизни для обособления от окружающих. Такие барьеры эффективно работают в реальной жизни и могут стать надежной защитой и в онлайн-пространстве.

Прежде чем сформировать свою позицию по отношению к той или иной социальной сети, любому профессионалу стоит задуматься о том, как он ведет себя в онлайне. Цените ли вы прозрачность и достоверность в общении? Если ответ положительный, то, скорее всего, вы будете публиковать в соцсетях все, что заслуживает вашего внимания, а потому вашу стратегию можно назвать открытой. Необходимо осознавать всю ее опасность. Возможно, вам даже следует задуматься о том, чтобы поменять стратегию поведения в интернете и стать ориентированными на аудиторию (стратегия выбора аудитории) и научиться отделять личные сообщения от сообщений, связанных с работой. Например, людям, любящим публиковать разные картинки в сети, просто следует делать это в Facebook*, минимизировав количество профессиональных связей, для которых есть свое пространство — LinkedIn. Так они смогут избежать опасности выглядеть непрофессионально в глазах коллег, а аудитория не будет считать, что картинки публикуются от лица компании-работодателя. Люди, использующие стратегию выбора аудитории, должны помнить, что все меняется: те, кто сначала был вашим приятелем, могут позже стать вашими коллегами и даже начальниками — в этом случае стратегию следует скорректировать.

От многих специалистов нам приходилось слышать (аналогичные результаты продемонстрировали и 40% участников нашего исследования), что они чувствуют себя так, как будто просто вынуждены принимать заявки в друзья от своих знакомых по работе и сфере деятельности. В таком случае на помощь придет стратегия контента, при которой заявки принимаются, но человек размещает только тщательно отобранную информацию в соцсетях. Люди, которые используют эту стратегию, размещают только такие фотографии и такую информацию, которые создают образ профессионала или, по крайней мере, не умаляют репутации, которую они пытаются заслужить в глазах своих коллег, начальства и клиентов. Конечно, недостаток этой стратегии заключается в невозможности дать себе поблажку хоть в чем-то, проявить неосторожность. Приходится заниматься самоцензурой, при которой люди могут чувствовать себя и восприниматься другими кем-то ненастоящим, персоной в глянцевой оболочке.

По всей видимости, эта истина уже всем известна: если какие-то заявления рассчитаны только на определенную аудиторию в соцсетях, они не вызовут чувство обиды или замешательства. Итак, для всех, кто стремится эффективно использовать свое время и усилия, мы рекомендуем более изощренную стратегию, стратегию кастомизации, в рамках которой пользователи соцсетей управляют как своей аудиторией, так и всей информацией в принципе. Именно под такую аудиторию в свое время создавалась сеть Google+. Мы также обнаружили людей, занимающихся чем-то похожим на Facebook*. Они создают два параллельных списка: один личный и один профессиональный и размещают для аудитории из этих списков разную информацию. Таким образом, им удается сохранять свою профессиональную репутацию без ущерба честному и живому отражению собственной личности через Facebook*. Стратегии кастомизации, как правило, придерживаются журналисты и публичные персоны, которые нередко создают разные аккаунты, чтобы совершенно четко разграничить свое частное мнение и профессиональную позицию.

По итогам наших исследований мы пришли к выводу, что для профессионалов лучше всего подходит стратегия кастомизации или стратегия контента. В рамках стратегии кастомизации можно поддерживать более глубокие взаимоотношения с коллегами, размещая информацию, которая выходит за пределы сугубо профессиональной. В то же время ваш начальник не будет видеть слишком много фотографий с вечеринок или фотографий младенцев. А ваши друзья будут избавлены от информации, касающейся вашей работы и не представляющей никакого интереса для них. Тем не менее стоит помнить, что у вас должны быть возможности для изменения стратегии кастомизации, если она вдруг даст нежелательный результат. Стратегия контента — еще одна альтернатива, которая требует меньше сил и вовлеченности, но позволяет вам плодотворно общаться с широкой аудиторией пользователей.

Хочется еще раз заметить, что люди должны выбирать подходящую для них стратегию самостоятельно, ясно взвесив все риски и понимая, что формат личного аккаунта в социальной сети нельзя назвать идеальным. Одни отрасли более формальны, чем другие, а в некоторых организационных структурах или культурах нормальным считается «чувствовать себя как дома» и соответствующим образом высказываться. Профессионалы, которые продумывают свои собственные стратегии поведения в социальных сетях и поднимают актуальные вопросы и проблемы, не докучают людям, а, напротив, помогают им. Это позволяет им избегать негативных последствий от использования соцсетей и дает доступ к действительно ценным данным.

Об авторах

Ариан Оллье-Малатерр (Ariane Ollier-Malaterre) — профессор менеджмента в Школе Менеджмента при Университета Квебека в Монреале.

Нэнси Ротбард (Nancy P. Rothbard) — профессор менеджмента в Уортонской школе бизнеса.

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена