Идеальный шторм: что делать? | Большие Идеи
Операционное управление

Идеальный шторм: что делать?

Яков Сергиенко
Идеальный шторм: что делать?
Фото: Matt Hardy / Unsplash

Практически все CEO в России и за рубежом, с которыми я общался, сталкивались с кризисом — и зачастую не с одним. Как минимум раз в год высший руководитель компании оказывается лицом к лицу с полноценной бурей, грозящей потопить корпоративный корабль — локальной, отраслевой или макроэкономической. Кризис требует от топ-менеджера предъявить все свои лучшие качества, навыки и опыт в решающий момент — когда компании очень плохо.

Ответ CEO на кризис — решение проблемы. Приступить к решению надо немедленно. «Лидер идет на звук канонады» — слова, которые обычно приписывают Наполеону. Они означают, что место руководителя — в «глазу бури», на переднем крае кризиса. С самого начала запуска кризисной программы CEO не стоит уклоняться от принятия решений. Глава кризисной команды всегда наготове, ведь кризис — это не только проблемы, но и редкая возможность для абсолютной мобилизации компании, для начала движения на новых направлениях. Кризис — редкий момент, его нельзя упустить.

Быстро выйти из опасной зоны

У альпинистов есть такой термин: «выход из зоны смерти» — высоты, на которой человеческий организм не может долго находиться из-за недостатка кислорода. Так вот, этот выход для альпиниста, если он хочет остаться в живых, должен быть максимально быстрым. Эта мысль, на мой взгляд, справедлива и для компании в кризисе — реагировать нужно стремительно. Практика многих CEO показывает, что лучше реализовать полусырую стратегию, которая позволит компании немедленно покинуть «зону смерти», чем продолжать работать над идеальным вариантом — тот обычно бывает готов аккурат к похоронам.

Условия быстрого реагирования — сильная команда топ-менеджмента и постоянная коммуникация между ее участниками. Чем раньше CEO создаст такую команду, тем лучше, ведь момент наступления кризиса непредсказуем. Более того, обычно кризис — не единичная и хорошо локализуемая проблема, а лавина из крупных и мелких неприятностей. Компания должна справляться с атакой несколькими торпедами одновременно, ведь кризисы, как правило, переходят один в другой. Репутационный кризис может перерасти в финансовый, а финансовый — в кадровый, вызванный уходом из компании лучших сотрудников. Справиться с «серийным убийцей» можно только быстрой командной работой.

Люди, которые говорят с людьми

Одна из важнейших обязанностей лидера в кризисной ситуации — быть голосом компании. Вы должны быть «на связи» 24 часа в сутки для постоянной коммуникации со всеми группами участников, всегда в открытом доступе для людей, ликвидирующих последствия кризиса для себя и своих организаций.

Внутренние коммуникации очень часто, как ни странно, не главные. У крупных компаний, в очень большой степени зависимых от внешних партнеров, генеральная коммуникация должна быть направлена вовне. Знаю российского CEO, который в первый же день экономического кризиса 2008 года сделал более 85 звонков высшему руководству ключевых поставщиков и клиентов — он объяснял, что и как собирается делать компания, чтобы преодолеть кризисные явления.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Жизненный цикл гендиректора
Джеймс Ситрин,  Клаудиус Хильдебранд,  Роберт Старк