Идеальный шторм: что делать? | Большие Идеи

・ Операционное управление

Идеальный шторм:
что делать?

Три совета для CEO

Автор: Яков Сергиенко

Идеальный шторм: что делать?
Фото: Matt Hardy / Unsplash

читайте также

Таланты по вызову: как быстро находить людей с нужными навыками

Джозеф Фуллер,  Манджари Раман,  Нитья Вадуганатхан,  Эллисон Бейли

Почему эксперты ошибаются

Дэниел Канеман,  Линнеа Ганди,  Том Блейзер,  Эндрю Розенфилд

Пять самых больших ошибок Стива Джобса

Питер Симс

Размышления шестикратного CMO

Дэниел Макгинн

Практически все CEO в России и за рубежом, с которыми я общался, сталкивались с кризисом — и зачастую не с одним. Как минимум раз в год высший руководитель компании оказывается лицом к лицу с полноценной бурей, грозящей потопить корпоративный корабль — локальной, отраслевой или макроэкономической. Кризис требует от топ-менеджера предъявить все свои лучшие качества, навыки и опыт в решающий момент — когда компании очень плохо.

Ответ CEO на кризис — решение проблемы. Приступить к решению надо немедленно. «Лидер идет на звук канонады» — слова, которые обычно приписывают Наполеону. Они означают, что место руководителя — в «глазу бури», на переднем крае кризиса. С самого начала запуска кризисной программы CEO не стоит уклоняться от принятия решений. Глава кризисной команды всегда наготове, ведь кризис — это не только проблемы, но и редкая возможность для абсолютной мобилизации компании, для начала движения на новых направлениях. Кризис — редкий момент, его нельзя упустить.

Быстро выйти из опасной зоны

У альпинистов есть такой термин: «выход из зоны смерти» — высоты, на которой человеческий организм не может долго находиться из-за недостатка кислорода. Так вот, этот выход для альпиниста, если он хочет остаться в живых, должен быть максимально быстрым. Эта мысль, на мой взгляд, справедлива и для компании в кризисе — реагировать нужно стремительно. Практика многих CEO показывает, что лучше реализовать полусырую стратегию, которая позволит компании немедленно покинуть «зону смерти», чем продолжать работать над идеальным вариантом — тот обычно бывает готов аккурат к похоронам.

Условия быстрого реагирования — сильная команда топ-менеджмента и постоянная коммуникация между ее участниками. Чем раньше CEO создаст такую команду, тем лучше, ведь момент наступления кризиса непредсказуем. Более того, обычно кризис — не единичная и хорошо локализуемая проблема, а лавина из крупных и мелких неприятностей. Компания должна справляться с атакой несколькими торпедами одновременно, ведь кризисы, как правило, переходят один в другой. Репутационный кризис может перерасти в финансовый, а финансовый — в кадровый, вызванный уходом из компании лучших сотрудников. Справиться с «серийным убийцей» можно только быстрой командной работой.

Люди, которые говорят с людьми

Одна из важнейших обязанностей лидера в кризисной ситуации — быть голосом компании. Вы должны быть «на связи» 24 часа в сутки для постоянной коммуникации со всеми группами участников, всегда в открытом доступе для людей, ликвидирующих последствия кризиса для себя и своих организаций.

Внутренние коммуникации очень часто, как ни странно, не главные. У крупных компаний, в очень большой степени зависимых от внешних партнеров, генеральная коммуникация должна быть направлена вовне. Знаю российского CEO, который в первый же день экономического кризиса 2008 года сделал более 85 звонков высшему руководству ключевых поставщиков и клиентов — он объяснял, что и как собирается делать компания, чтобы преодолеть кризисные явления.

Оперативный личный обзвон руководства клиентов — в идеале, до того, как они сами выяснили, что у вас не все в порядке — помогает ослабить шок, укрепить доверие. Такая коммуникация должна быть максимально откровенной. Именно личные, долгосрочные отношения с внешними сторонами помогут преодолеть кризис. Те, кто смог установить наиболее прочный контакт, в конце затяжной полосы неудач будут чувствовать себя лучше других.

Задача CEO — не столько успокоить, сколько узнать чужое мнение и взгляд на проблему. Это позволит выстроить действительно объемную картину кризиса, выработать план действий. Вы будете поражены, но практика показывает, что партнеры и клиенты настроены к компании в кризисе позитивно. Каждый второй наверняка поделится своим опытом прохождения крутого маршрута, ведь сегодня в кризисе вы, а завтра он.

Невозможное возможно

Когда на должность CEO Dupont в 2009 году пришла Эллен Куллман, она использовала финансовый кризис в качестве проверочного теста для компании и ее подразделений на стрессоустойчивость. Не выдержавшие проверку руководители и подразделения были секвестированы, руководящая команда сформирована заново, а компания в целом начала двигаться в направлениях, определенных в рамках новой стратегии. Мораль этой истории: преодолевать кризис проще в движении, когда люди и сама фирма полностью выходят из привычной зоны комфорта.

Еще одна знаменитая компания, которая использовал кризис как возможность начать все сначала, — финская Nokia. Своей последней метаморфозой компания обязана Ристо Сииласмаа, назначенному главой совета директоров в середине 2012 года, в момент, когда доходы от продажи мобильных телефонов упали настолько резко, что компанию ждало самое массовое увольнение сотрудников в истории и банкротство. Итог — одна из самых успешных корпоративных реформ в истории. Проведя сессию продаж и покупок (основной бизнес в сфере мобильной телефонии отошел к Microsoft, взамен была куплена Alcatel-Lucent), обновленная компания вышла в сектор сетевого оборудования. Не менее важно, что в помощь уволенному персоналу были вложены значительные средства, это позволило укрепить доверие оставшихся сотрудников. В 2018 году рыночная капитализация Nokia вернулась на докризисный уровень.

Кризис — это шанс резко ускорить движение компании в будущее. Лидирующие компании, столкнувшись с кризисом, используют его, чтобы интенсифицировать развитие новых навыков и компетенций, изменить бизнес-модели и операционные процессы, заново сформировать управленческий экипаж. Стрессовая ситуация только облегчает процесс преобразований: отсутствие альтернативы у перемен помогает CEO и его команде бороться с неуверенностью и усталостью.

Об авторе. Яков Сергиенко — старший партнер консалтинговой компании McKinsey.