Идеальный шторм: что делать? | Большие Идеи
Операционное управление

Идеальный шторм: что делать?

Яков Сергиенко
Идеальный шторм: что делать?
Фото: Matt Hardy / Unsplash

Практически все CEO в России и за рубежом, с которыми я общался, сталкивались с кризисом — и зачастую не с одним. Как минимум раз в год высший руководитель компании оказывается лицом к лицу с полноценной бурей, грозящей потопить корпоративный корабль — локальной, отраслевой или макроэкономической. Кризис требует от топ-менеджера предъявить все свои лучшие качества, навыки и опыт в решающий момент — когда компании очень плохо.

Ответ CEO на кризис — решение проблемы. Приступить к решению надо немедленно. «Лидер идет на звук канонады» — слова, которые обычно приписывают Наполеону. Они означают, что место руководителя — в «глазу бури», на переднем крае кризиса. С самого начала запуска кризисной программы CEO не стоит уклоняться от принятия решений. Глава кризисной команды всегда наготове, ведь кризис — это не только проблемы, но и редкая возможность для абсолютной мобилизации компании, для начала движения на новых направлениях. Кризис — редкий момент, его нельзя упустить.

Быстро выйти из опасной зоны

У альпинистов есть такой термин: «выход из зоны смерти» — высоты, на которой человеческий организм не может долго находиться из-за недостатка кислорода. Так вот, этот выход для альпиниста, если он хочет остаться в живых, должен быть максимально быстрым. Эта мысль, на мой взгляд, справедлива и для компании в кризисе — реагировать нужно стремительно. Практика многих CEO показывает, что лучше реализовать полусырую стратегию, которая позволит компании немедленно покинуть «зону смерти», чем продолжать работать над идеальным вариантом — тот обычно бывает готов аккурат к похоронам.

Условия быстрого реагирования — сильная команда топ-менеджмента и постоянная коммуникация между ее участниками. Чем раньше CEO создаст такую команду, тем лучше, ведь момент наступления кризиса непредсказуем. Более того, обычно кризис — не единичная и хорошо локализуемая проблема, а лавина из крупных и мелких неприятностей. Компания должна справляться с атакой несколькими торпедами одновременно, ведь кризисы, как правило, переходят один в другой. Репутационный кризис может перерасти в финансовый, а финансовый — в кадровый, вызванный уходом из компании лучших сотрудников. Справиться с «серийным убийцей» можно только быстрой командной работой.

Люди, которые говорят с людьми

Одна из важнейших обязанностей лидера в кризисной ситуации — быть голосом компании. Вы должны быть «на связи» 24 часа в сутки для постоянной коммуникации со всеми группами участников, всегда в открытом доступе для людей, ликвидирующих последствия кризиса для себя и своих организаций.

Внутренние коммуникации очень часто, как ни странно, не главные. У крупных компаний, в очень большой степени зависимых от внешних партнеров, генеральная коммуникация должна быть направлена вовне. Знаю российского CEO, который в первый же день экономического кризиса 2008 года сделал более 85 звонков высшему руководству ключевых поставщиков и клиентов — он объяснял, что и как собирается делать компания, чтобы преодолеть кризисные явления.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Офис как место  для тусовки
Бен Уэйбер,  Линдси Грэг,  Магнолфи Дженнифер
Как оценить компанию по ее клиентам
Дэниел Маккарти,  Питер Фейдер