читайте также
Умение общаться — один из самых необходимых навыков для эффективного менеджера и предпринимателя. Это фундаментальная способность, которая помогает привлекать партнеров, инвесторов и клиентов, вдохновлять команды, управлять изменениями и делать многое другое. Мы предлагаем вашему вниманию дайджест интересных материалов из архива HBR Россия, посвященных этой теме. Несколько из них до конца января вы можете читать бесплатно, остальные полностью доступны только для наших подписчиков. Если наш контент помогает вам преодолевать трудности нынешнего кризиса, лучший способ поддержать HBR Россия — оформить подписку.
Доктор филологических наук Максим Кронгауз о речевом этикете и том, почему мы не здороваемся
Успех общения во многом определяется тем, насколько хорошо мы знаем и соблюдаем правила этикета — в частности речевого. О том, что это за правила, как они складываются и функционируют, рассказывает доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка РГГУ, автор ряда книг, среди которых «Русский язык на грани нервного срыва» и «Самоучитель олбанского», Максим Кронгауз. Читать интервью бесплатно
«Для правильного функционирования организации, как и для правильного функционирования общества, нужно, чтобы и рядовые сотрудники, и руководители вели конструктивные переговоры даже при наличии разных взглядов и мнений. Вернее, особенно при наличии таких разногласий.
Легко сказать! И в особенности сейчас, когда в социальных сетях и реальной жизни мы регулярно сталкиваемся с людьми, чьи основополагающие убеждения и ценности противоречат нашим. Споры о том, помогают ли маски сдерживать распространение коронавируса, надо ли разрешить людям работать из дома во время пандемии и кто достоин победы на президентских выборах в США, слишком часто превращаются в бурные ссоры.
Многие из нас избегают обсуждений, которые могут оказаться трудными или неприятными. Но возможен и более эффективный подход — выбор некатегоричной, неотвергающей манеры ведения диалога...» Читать статью
Коммуникация — сложное явление. Мы понимаем человека не только по тому, что он говорит, но и по тому, как он это делает. В надежде «раскусить» собеседника мы достраиваем его образ, цепляясь за отдельные слова и манеру речи. Но в основном мы все же полагаемся на интуицию. Однако в этой игре есть правила, которые облегчают понимание окружающих. В чем они состоят, то есть что можно понять о человеке по его речи — устной и письменной, — рассказывает психолингвист, кандидат психологических наук, декан факультета психологии Московского международного университета Марина Новикова-Грунд. Читать интервью
Говорите почаще: почему писать письма нужно не всегда
«Современные средства связи позволяют обмениваться информацией с помощью текстовых, голосовых и аудиовизуальных сигналов. Связь нужна в том числе для того, чтобы сохранять социальные отношения, необходимые нам для счастья, здоровья и благополучного ведения бизнеса, и поэтому важно определить, какой способ лучше всего помогает ладить с людьми. И здесь решающую роль играет ценность человеческого голоса. Недавно мы провели несколько экспериментов, показывающих, что люди недооценивают положительное влияние использования голоса и предпочитают писать вместо того, чтобы говорить, а это может быть нецелесообразно...» Читать статью
Четыре приема, которые помогут ответить даже на самые непростые вопросы
«Услышав сложный вопрос, на который нет твердого ответа, мы можем почувствовать, что теряем контроль над ситуацией. Это состояние воспринимается мозгом как потенциальная угроза, поэтому он включает защитную реакцию «бей или беги», блокируя более сложные мыслительные процессы. Такое перераспределение ментальных ресурсов имеет смысл в случае пожара, когда надо просто уносить ноги из горящего здания как можно быстрее. Но по той же причине мы ничего не можем придумать, если нужно быстро собраться и сказать что-то стоящее. Чтобы мыслить ясно и свободно, когда сталкиваешься с трудными вопросами, важно ослабить ощущение угрозы и почувствовать контроль над ситуацией. Вот четыре практических совета, которые помогут в этом…» Читать статью
«Мы не умеем особо различать спор и ссору и не умеем правильно спорить — хотя бы потому, что нас этому никто специально не учит. Максимум, на что можно рассчитывать — ролевые модели близких людей. В большинстве случаев, оказавшись внутри сложного разговора, мы хотим доказать свою правоту и переключаемся с объекта спора на субъект. Это проще всего, на это нас провоцируют эмоции и, как правило, такое решение — самое простое... Получается такой большевизм: кто не с нами, тот против нас. Черное или белое, друг или враг. Если нам не нравится твоя позиция, значит, ты не нравишься нам сам. Со стороны, наблюдая за особо агрессивными выпадами в публичной дискуссии, кажется, что нападающий так выступает, потому что присутствие в его жизни другого мнения угрожает его личной безопасности...» Читать статью бесплатно
Умение слушать — важнейшее качество любого лидера
Умение слушать — это инструмент, которым часто пренебрегают, но который способствует созданию здоровой атмосферы в коллективе. По данным разных исследований, мы проводим от трети до половины нашего времени, слушая других. При этом запоминаем не так уж много — сразу по окончании беседы ее участники помнят лишь половину услышанного. Существует три уровня слушания: 1) Внутреннее слушание помогает сосредоточиться на собственных мыслях, тревогах и приоритетах, даже если вы притворяетесь, что сосредоточены на другом человеке. 2) Внимательное слушание — это умение сосредоточиться на другом человеке, но полного контакта все равно нет. Возможно, ваш гаджет отложен в сторону, и вы утвердительно киваете, но детали разговора могут и не дойти до вас. 3) Всестороннее слушание. Здесь происходят настоящие чудеса. Вы не только слушаете, что вам говорит человек, но и обращаете внимание на то, как он это делает. Более того, вы понимаете то, что осталось недосказанным. Вот несколько рекомендаций, которые помогут прислушиваться к другим людям. Читать статью
Хотите убедить человека? Говорите так же, как он
«Опыт предшествующего общения с людьми позволяет нам лучше понять, как они мыслят и рассуждают, а также интерпретируют и оценивают услышанное. А это помогает при формулировании своих доводов использовать так называемое лингвистическое отзеркаливание.
Например, если вы знаете, что ваш слушатель в общении предпочитает линейные, логические рассуждения, у вас больше шансов убедить его с помощью фактов. Чтобы повлиять на собеседника, использующего более нарративный, неофициальный стиль, лучше начните с истории. Если вы будете отзеркаливать стиль общения вашего адресата, ваши слова могут показаться ему более убедительными, поэтому знание людей, принимающих важные для вас решения, может быть для вас существенным преимуществом...» Читать статью
Скрытые сообщения: как научиться понимать невербальные сигналы
Обычно во время рабочего разговора происходит как открытое общение — говорящие обмениваются репликами, — так и невербальное. Чтобы добиться успеха, важно понимать смысл такого скрытого разговора и уметь считывать реакцию его участников. Как научиться распознавать эти едва заметные подсказки? Каких сигналов ожидать? Как можно влиять на динамику невербального общения? Постоянно оценивайте реакцию других людей на ваши действия. Некоторым это понятно на интуитивном уровне и дается легко, для других это сложная задача. Однако этот навык поддается развитию. Вот несколько полезных советов. Читать статью
Метод Аристотеля: как убеждать людей и добиваться успеха
Идеи — валюта XXI века. Способность убеждать, влиять на умы и души, пожалуй, является тем самым навыком, который может обеспечить конкурентное преимущество в экономике знаний. Слова и идеи могут сделать из человека звезду, если он сумеет побудить других людей последовать своим идеям. Для этого стоит использовать тактику великого древнегреческого философа Аристотеля. Более 2 тыс. лет назад он рассказал, как освоить искусство убеждения в своем трактате «Риторика». Многие века великие ораторы обращаются к этому труду при подготовке самых убедительных речей, выступлений и обращений. Если вы хотите стать мастером убеждения и успешно продавать собственные идеи, попробуйте применить в своем выступлении или презентации пять средств риторики, предложенных Аристотелем. Читать статью