Вас не слышат? Научитесь перебивать | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Вас не слышат?
Научитесь перебивать

Советы, которые помогут перебить кого угодно и высказать свое мнение

Автор: Джиа Стормс

Вас не слышат? Научитесь перебивать
Фото: photovideostock/HBR Staff

читайте также

Пять способов (не) нервировать сотрудников

Томас Чаморро-Премузик

6 способов эффективно использовать свое время в командировке

Тони Шварц

4 бизнес-модели для эпохи больших данных

Томас Редман

Эффект положительного внушения

Я сижу на собрании в задних рядах, вижу, как течет время, и не знаю, как прервать постоянный поток голосов, конкурирующих за возможность высказаться. Вставить слово становится все сложнее.

Во мне уживаются и экстраверт, и интроверт, но когда ставки высоки и в комнате полно самоуверенной публики, я автоматически уклоняюсь от конкуренции за то, чтобы быть услышанной. Часто я ухожу со встреч, ругая себя за то, что внесла слишком маленький вклад в разговор или вовсе не участвовала в нем.

Сегодня многим лидерам сложно выступать на напряженных (и в основном виртуальных) встречах из-за страха публичных выступлений, который повышает уровень тревоги и парализует, или из-за того, что им приходится конкурировать с начальством и коллегами, которые говорят слишком много и привлекают к себе значительную долю внимания. Другие мужественно пытаются вклиниться, но их игнорируют, не замечают или не дают слова из-за предвзятости или групповых норм, не учитывающих мнение каждого.

Какова бы ни была причина, и лидерам, которые стремятся быть услышанными, и наблюдателям, которые хотят услышать мнение тихих коллег, пригодится умение перебивать, если они стремятся разрушить групповые нормы и дать право голоса всем участникам.

Возьмем, к примеру, моего клиента Макса (имя изменено), руководителя отдела кадров в компании, входящей в список Fortune 500. Большую часть рабочего времени он четко и откровенно отвечает на сложные вопросы. Но недавно из обратной связи коллег Макс узнал, что, по их мнению, он избегает трудных разговоров на тему социокультурного многообразия и равных возможностей. Поразмыслив, он согласился с тем, что цепенеет или замыкается в себе, когда на собраниях не находит подходящих слов.

Последние два месяца в подобных случаях Макс старается применять новый метод: он перебивает. Когда разговор затрагивает напряженную или сложную тему, Макс встревает со словами «Понимаю, что это неприятная тема, и хочу поделиться своим мнением», что позволяет ему выступить эффективно и дает право звучать неидеально. Этот простой метод помогает ему не выпадать из разговора и высказывать мнение по непростым вопросам. Он также приглашает других к участию в сложных разговорах.

Перебивание — спорный метод. Когда мы говорим, а нас перебивают, мы можем решить, что нас не уважают. Мужчины склонны считать женщин, перебивающих их, грубыми. Стиль разговора и культурный контекст также играют роль в том, как человек воспринимает, когда его перебивают.

Однако если мы стремимся к более инклюзивной атмосфере на работе, лидеры могут научиться перебивать с уважением и давать высказаться тем, кто обычно молчит или вытесняется из разговора. Следующие советы помогут вам научиться мастерски перебивать и высказываться самим и давать такую возможность другим.

Начните с наблюдений

Следите за динамикой и тенденциями разговора. Кто говорит много, а кто молчит? Используйте самоанализ и обратите внимание на собственное поведение. Ведете ли вы себя сдержанно или слишком много делитесь своими мыслями? Оцените психологическую безопасность во время собрания и подумайте, какие темы не обсуждались вслух. Можно пересмотреть видеозапись встречи, чтобы увидеть тенденции, незаметные в процессе.

Старайтесь высказываться одним из первых

Если вы склонны помалкивать, старайтесь выступить в первой трети встречи. Когда мы решаем рискнуть и высказаться одними из первых — даже если выступление было совсем незначительным — мы нарушаем привычную для мозга реакцию миндалевидного тела, основанную на страхе, и нам становится легче высказываться по ходу встречи. Ответьте на какой-либо вопрос в начале собрания или поболтайте с коллегой еще до начала — так вы потренируетесь говорить и вам будет легче выступить, когда это будет необходимо.

Умейте останавливать

В своей книге Subtle Acts of Exclusion Тиффани Джана и Майкл Бэран подчеркивают, как важно перебивать микроагрессию в режиме реального времени с помощью простой фразы, способной остановить, но не смутить. Перебить можно с помощью доброго намерения: «Мы можем остановиться и обсудить сказанное только что? Уверена, что ты не имел в виду ничего такого, но…» В этот момент вы усиливаете отношения, сообщая, что хотите помочь, призывая человека поговорить, а не критикуя его.

Будьте готовы ошибиться

В практике коучинга умение сказать, не подумав, помогает разрешить себе быть неуклюжим, неточным и неидеальным при попытках сказать правду. Говорить без подготовки — значит смириться с тем, что не знаешь подходящих слов или идеального способа сформулировать то, что хочешь сказать. Используйте «я»-высказывания, чтобы связать свои наблюдения с собственным опытом. Например: «Я заметила, что Карим хотел что-то сказать, мы можем вернуться немного назад?», или «Я понял, что промолчал об одной важной вещи», или «Я хочу что-то сказать, вы дадите мне минуту, чтобы сформулировать свою мысль?»

Вместе с командой разработайте методы, позволяющие перебить

Чтобы команда научилась успешно перебивать, необходимо создать групповую норму, чтобы это делалось с уважением и не воспринималось с обидой. Как в вашей культуре относятся к людям, которые перебивают других: их поощряют или осуждают? Кого из участников встречи и выступления на какие темы можно прерывать в настоящий момент? Кого перебивать нельзя или небезопасно? Начните дискуссию, чтобы понять эти тенденции.

Если, перебивая, вы выглядите неуклюже и неловко, — это признак того, что у вас начинает получаться. Со временем вам станет легче вклиниваться, и другие почувствуют, что это безопасно. Вы научитесь лучше находить подходящий момент, чтобы перебить, и будете делать это плавно и скромно, и системы и структуры, частью которых вы являетесь, могут изменить отношение к перебивающим в лучшую сторону.

Об авторе. Джиа Стормс (Gia Storms) — консультант по вопросам лидерства и член Boda Group из Лос-Анджелеса, работает с командами и топ-менеджерами.