Тонкое искусство и наука хвастовства | Большие Идеи
Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Тонкое искусство и наука хвастовства

Лесли Джон
Тонкое искусство и наука хвастовства
Иллюстрация: Rose Wong

Известно, что карьерные достижения зависят от того, насколько вы компетентны и приятны в общении — как объективно, так и с точки зрения окружающих. Нужно, чтобы все замечали ваши успехи и испытывали к вам симпатию. Но тут возникает проблема. Если вы будете акцентировать внимание на проделанной работе, стремясь к тому, чтобы ее оценили коллеги и начальство, всем может показаться, что вы постоянно хвастаетесь. А вы сами, рассказывая о себе, наверняка почувствуете себя неуютно — если вы, конечно, не нарцисс.

Никто не любит хвастунов — возможно, потому, что они вызывают зависть, раздражение и даже злость. Многочисленные исследования показали, что хвалящийся человек выглядит эгоистичным, неуверенным в себе и бесцеремонным — а зачастую и является таковым.

В то же время ученые выяснили: сотрудники, которые рассказывают всем о достигнутых высотах, не кажутся более компетентными, чем их скромные коллеги. Самопиар ассоциируется с низкими показателями эффективности — особенно у женщин, поскольку общество осуждает их сильнее, когда они афишируют свои успехи. В некоторых странах, в том числе в США, люди более терпимы к саморекламе. И все же бахвальство везде воспринимается в целом негативно.

Даже если вы будете хвастаться завуалированно, ситуацию это не изменит. Речь идет, например, о «скромном хвастовстве» — то есть самопохвале, замаскированной под жалобу («Я так устал быть единственным доверенным лицом босса»), и о самоуничижении («Не могу поверить, что получил эту награду!»). В ходе исследования, проведенного Овулом Сезером из Университета Северной Каролины, респонденты описывали людей, оставляющих в соцсетях комментарии вроде «Ой, я и не ожидал, что мою книгу включат в топ-10 бестселлеров Amazon» не только как менее приятных, но и как менее компетентных по сравнению с теми, кто открыто писал: «Мою книгу включили в топ-10 бестселлеров Amazon».

Как же использовать самопиар, не вызывая отторжения? Возможностей для безопасного хвастовства очень мало, поэтому я обычно советую доказывать профессионализм не словом, а делом. Как любил повторять мой отец: «Сливки всегда поднимаются на поверхность».

Однако иногда сливкам требуется помощь. И хотя бахвальство в целом социально неприемлемо, из этого правила есть исключения. Мои исследования и работы других специалистов позволили понять, как привлечь внимание к своим достижениям, не вызывая негативных эмоций. Эти способы пригодятся тем, кто преследует и корыстную цель (скажем, хочет убедиться, что про его вклад не забудут при принятии решения о премировании), и эмоциональную — например, стремится получить похвалу и почувствовать, что его ценят.

Рассказывайте, когда спрашивают. Скромность украшает. Но если на заданный вопрос невозможно ответить, не упомянув своих достижений, не надо сдерживаться. Согласно исследованиям, если человек рассказывает о своих успехах в ответ на прямой вопрос, это не портит впечатления о нем. И действительно, исследование, которое я провел с Кейт Бараш из ESADE и Майклом Нортоном из Гарвардской школы бизнеса, показало: если вам дают возможность похвастаться — например, спрашивая: «Каковы ваши самые сильные стороны?» или «Как вам удалось так быстро закончить работу?», — не стоит упускать ее: это может показаться подозрительным. Если вы промолчите или проявите застенчивость, люди подумают, что вы не самый приятный и не заслуживающий доверия человек.

У вас может возникнуть соблазн подвести собеседника к тому, чтобы он, задав так называемый вопрос-бумеранг, предоставил вам возможность для саморекламы. Но это рискованно: он наверняка почувствует себя пешкой в вашей игре. Как показывает недавнее исследование Райана Хаузера из Гарвардской школы бизнеса, задавать вопрос не ради ответа, а ради встречного вопроса о том же, — хуже, чем хвастаться. Пусть вопросы возникают сами — а если они дадут вам шанс рассказать о своих успехах, воспользуйтесь им.

Рассказывайте, когда рассказывают другие. Замечали ли вы, что когда с вами делятся личными историями, приятными или не очень, в ответ вы сообщаете что-то о себе? Действительно, мы с коллегами провели опрос и выяснили: узнав, что кто-то рассказал о своей жизни, люди часто поступают так же. Более того, как продемонстрировало исследование Янгми Мун из Гарвардcкой школы бизнеса, то же самое происходило при взаимодействии человека с компьютером, который выдавал «хвастливые» сообщения о том, что у него огромный объем памяти, или о том, что его возможностями редко пользуются на все 100%. Негативный эффект хвастовства сходит на нет, когда окружающие также рассказывают о своих успехах.

В ситуациях, в которых принято делиться своими достижениями, например при приеме на работу, хвастаться может быть полезно. В ходе одного исследования ученые наблюдали за 106 соискателями, проходившими собеседование, — специалисты записывали их ответы и подсчитывали, как часто они прибегают к самопиару. Тех, кто не стеснялся рассказывать о своих сильных сторонах, опыте и достижениях, интервьюеры чаще считали подходящими для работы и представляющими больший интерес для компании, чем тех, кто восхвалял себя умеренно. (Но не стоит перебарщивать: Дэн Кейбл из Лондонской школы бизнеса и Вирджиния Кей из Университета Северной Каролины доказали, что, увлекшись, можно забыть о позитивных паттернах поведения — например, о том, что нужно самому задавать вопросы собеседнику.)

Этот эффект ярко проявляется в социальной сети LinkedIn, по сути созданной для самопродвижения, а также в кабинетах врачей, юристов и других специалистов, которые вешают на стену дипломы и сертификаты, чтобы показать пациентам и клиентам, что они в надежных руках. В двух словах: ученые доказали, что когда окружающие говорят о своих достоинствах, можно делиться собственными успехами, не боясь прослыть неприятным, корыстолюбивым или невоспитанным.

Найдите промоутера. Спортсмены, музыканты и актеры не зря нанимают агентов и пиарщиков. Посредники кажутся менее эгоистичными и потому более объективными. То же самое происходит в бизнесе. В серии исследований, проведенных Джеффри Пфеффером из Стэндфордского университета, участникам, которые должны были установить зарплату для нового сотрудника, предоставили одну из двух стенограмм собеседования. В первой кандидат сам говорил о себе: «Любой, кто работал со мной, подтвердит, что я прирожденный лидер». Во второй соискателя презентовал рекрутер: «Все коллеги считают его прирожденным лидером». Кандидат, которого представлял посредник, получил больше симпатий и был оценен как более компетентный. В итоге ему назначили более высокую зарплату, чем тому, кто рассказывал о себе сам. Еще одно исследование показало: если человека хвалят другие, это вызывает меньше негативных эмоций вроде зависти и раздражения. Этот эффект настолько силен, что даже вопиющий конфликт интересов (например, когда агентство получает процент от зарплаты подобранного сотрудника), похоже, не подрывает доверия к посредникам.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать