Ваши критики на работе могут стать вашими друзьями | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Ваши критики на работе могут стать
вашими друзьями

Разумеется, гораздо легче требовать от других изменить себя, чем меняться самому.

Автор: Джилл Коркиндейл

Ваши критики на работе могут стать вашими друзьями

читайте также

Найдите свое племя

Джанпьеро Петрильери

Видеть, чтобы лечить

Кляйнфельд Клаус,  Райнхард Эрих

Как защитить себя от негативной информации

Шон Ачор

Будущее ESG — это… бухгалтерия?

Джордж Серафейм,  Ричард Баркер,  Роберт Экклз

В любом офисе непременно окажется неприятный человек, который будет действовать вам на нервы и спорить по любому поводу. Зачастую такой субъект — подчиненный, и тогда руководитель может отмахнуться от проблемы: «Зачем волноваться из-за одного-единственного человека?», или: «Все остальные говорят, что я отлично работаю», или: «Да он всем портит жизнь, уволить — и дело с концом!».

Но, может быть, эти люди попадают в нашу орбиту неслучайно, и имело бы смысл видеть в них «особых друзей». Вот менеджер сталкивается с таким противником в лице коллеги или неудобного подчиненного, не может с ним справиться, злится и на него, и на себя — и в итоге отношения заходят в тупик. Если в подобной ситуации менеджер сумеет подавить в себе раздражение и сочтет этого сотрудника «особым другом», он может получить от него важный для себя и своей карьеры урок. Но если не сумеет, отношения будут ухудшаться, перерастут в конфликт и в конце концов плохо придется либо начальнику, либо подчиненному.

Разберем несколько ситуаций, когда управленцу пришлось задуматься над уроком, преподнесенным таким человеком.

Ян — выходец из Германии, юрист, он работал в международной компании, получил повышение и стал управляющим партнером в брюссельском отделении через голову старшего партнера. Через несколько месяцев он убедился, что работает по 15 часов в день, управляя людьми и развивая бизнес, и проводит гораздо больше юридических консультаций, чем его коллега, который уходил на долгий обеденный перерыв, а в выходные и вовсе за дела не брался. С каждым днем Ян все больше злился на этого типа, тем более что тот был счастливо женат и получал удовольствие от жизни, а у Яна брак рушился на глазах. Ян не понимал, как быть с этим коллегой — разве что прямо потребовать от него, чтобы тот брал больше клиентов, и просто впадал в ярость уже от одного его вида. Отсюда мораль: нужно научиться соблюдать баланс между работой и личной жизнью.

Другой Ян, австралийский менеджер британского банка, не мог найти общего языка с француженкой, перешедшей в его команду из немецкого банка. Ян предпочитал демократический стиль управления и не давил на подчиненных, но сотрудница не прислушивалась к его советам и вела себя так, словно всем филиалом руководила она. Чем больше он пытался расставить все точки над i, тем хуже было ее поведение. Отсюда мораль: с разными людьми нужно вести себя по-разному.

Читайте материал по теме: Формула дружбы

А в целом урок такой: начальники не видели изъянов собственного стиля руководства. Обоим Янам не хватало осознанности, чтобы найти подход к конкретному человеку или ситуации. Они выбирали одно из двух: больше работать или больше обсуждать, больше обязанностей брать на себя или делегировать полномочия, вести себя отчужденно или дружелюбно. А во взаимодействии с такими людьми нужно было нечто принципиально иное.

Разумеется, гораздо легче требовать от других изменить себя, чем меняться самому. Но во всех этих случаях подсказка у главных героев была: то самое раздражение, которое они чувствовали, когда не получалось добиться своего. Оно как раз и говорило, что пора что-то изменить в себе, но все равно первой реакцией было возмущение. Не хочется иметь дело с «плохим парнем», вообще с неприятной ситуацией. Но, как показывают эти примеры, наше внутреннее сопротивление — важный симптом, и, вглядевшись в него, оба Яна нашли путь к собственному развитию. Если бы они проигнорировали эти эмоции, они с большей долей вероятности наталкивались бы на таких людей снова и снова, к немалому ущербу для себя и своей карьеры.

Согласны ли вы с моей теорией? Возможно ли самостоятельно распознать своих «особых друзей»? Нет ли у вас истории, которой вы хотели бы поделиться: чему вы научились благодаря общению с трудным или неприятным коллегой?

Читайте по теме: