Что делать, если возвращаешься в компанию, в которой когда-то работал | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать, если возвращаешься в компанию, в которой
когда-то работал

Восемь советов сотрудникам-бумерангам

Автор: Ребекка Найт

Что делать, если возвращаешься в компанию, в которой когда-то работал
hbr.org

читайте также

Польза доверия

Марина Иванющенкова

Пять мифов о творческих людях

От стратегии не будет проку, если не произойдут кардинальные сдвиги

Виджей Говиндараджан,  Шрикантх Шринивас

Зараженные цинизмом

Ирина Пешкова

Сотрудники-бумеранги, по собственному желанию ушедшие из компании, а позднее вернувшиеся, встречаются все чаще, и менеджеры отделов персонала нередко относятся к этому благосклонно. Как лучше всего вернуться в компанию? Продолжить с того момента, на котором вы остановились? Что говорить окружающим? Как объяснить, почему вы вообще уходили, а теперь вернулись?

Что говорят эксперты

Рост числа сотрудников-бумерангов частично объясняется «дефицитом кадров на рынке труда», говорит Майкл Уоткинс, президент Genesis Advisers, профессор в бизнес-школе IMD и автор книги «Первые 90 дней». «Безусловно, компании ищут сотрудников с уже имеющимся послужным списком, — утверждает он. — К тому же известно, чего можно ждать от бывших сотрудников». И для работников, и для работодателей «''бумеранг'' представляет собой положительное явление», говорит Карен Диллон, соавтор нескольких бестселлеров, в том числе книги «Стратегия жизни». «Вы решаете вернуться, и компания хочет, чтобы вы вернулись», — объясняет она. И хотя нет нужды излишне тщательно планировать процесс адаптации в вашем новом, но знакомом окружении, все же следует вдумчиво и внимательно подойти к тому, как восстановить свой статус. Вот несколько идей.

Представьтесь еще раз

По мнению Уоткинса, вы можете решить вернуться к старому работодателю по множеству причин. Возможно, вы «осознали, какой комфортной была атмосфера, и вам ее не хватает». Или, может быть, «заманчивое предложение прельстило вас, но в итоге на другом месте не сложилось». Возможно, вы ушли, потому что «чувствовали, что ваша карьера зашла в тупик, а теперь вам представилась возможность вернуться на более высокую должность». В любом случае тот факт, что вы вернулись, означает, что «вам дали еще один шанс», говорит Диллон. «Надеюсь, вы возвращаетесь на более высокую должность, так что вам нужно заявить о себе на этот раз как о начальнике», — добавляет она. Когда вы знакомитесь с новыми коллегами и встречаетесь со старыми, подчеркните, что «вы использовали возможность для роста и получили опыт, который помог вам в дальнейшем развитии» — будь то работа в новой области, проект в другой части земного шара или магистратура — и что вы рады вернуться, чтобы применить «те знания, которые приобрели».

Настройтесь положительно

«Несомненно, люди будут спрашивать вас о том, почему вы вообще уходили, так что желательно продумать ответы на их вопросы», — советует Уоткинс. Ваше объяснение должно быть честным и искренним. Вы ничего не выиграете, если будете вспоминать негатив, особенно если были недовольны своей работой. «Никому не хочется слушать о том, насколько плохо обстояли дела в компании, когда вы ушли», — говорит Диллон. В конце концов, продолжает она, «вы проголосовали ногами, вернувшись сюда». Если коллега будет давить на вас, требуя ответа, «смотрите вперед, а не назад» и «представьте, что кто-то записывает ваш ответ, чтобы позже рассказать о нем вашим сотрудникам». Другими словами, убедитесь, что ваши слова искренни. То же самое относится к вопросу о том, почему вы ушли из той другой компании. «Жизнь долгая, — добавляет она. — Никогда не знаешь, как она повернется и с кем придется снова работать».

Перенастройте ожидания коллег

На момент вашего ухода из компании «у сотрудников были определенные представления о вас и ваших способностях», говорит Уоткинс. Теперь, когда вы вернулись, вам необходимо продемонстрировать — и в подходе к работе, и в поведении в офисе, — что «вы приобрели новый опыт и знания и профессионально выросли». Это может быть «особенно затруднительно, если вас пригласили назад, чтобы руководить бывшими коллегами, с которыми вы ранее занимали одинаковую должность, или, может быть, вашим бывшим боссом», говорит он. Но тот факт, что вы отсутствовали и, как предполагается, многому научились в процессе, является преимуществом. Диллон рекомендует «вести себя чуть более официально и сдержанно, по крайней мере, сначала», чтобы продемонстрировать, насколько «вы повзрослели». Ваши коллеги «за первые несколько недель либо начнут воспринимать вас по-новому, либо нет», считает она.

Перенастройте свои собственные ожидания

Не только вашим коллегам необходимо скорректировать свои ожидания. «Вы помните компанию именно такой, какой она была в момент ухода», — говорит Диллон. За это время расстановка сил изменилась, люди приходили и уходили, у ваших коллег были новые трудности и задачи — и они тоже выросли как профессионалы. Вам нужно признать тот факт, что ситуация изменилась, и изучить положение дел. Уоткинс сравнивает опыт сотрудника-бумеранга с опытом экспата, возвратившегося в родную страну спустя несколько лет. «Страна изменилась, и ты изменился, — замечает он. — Какие-то аспекты в культуре и процессах будут знакомы, но постарайтесь не разочароваться, если то, к чему вы вернулись, отличается от того, каким вы это помните».

Адаптируйтесь

Лучший способ «быстро войти в курс дела», по мнению Диллон, — провести ознакомительные беседы с менеджерами и коллегами. «Покажите свой интерес к компании — такой, какая она сейчас, — говорит она. — Выясните, как компания изменилась. И спросите: ''Какие ваши действия оказались правильными и какие не имели успеха?'' Не думайте, что вы в курсе». Эти разговоры также дают вам «шанс показать свою готовность выполнять новые обязанности, продемонстрировать ваши навыки и способности». И в этом случае все тоже сводится к осознанию того, что положение дел изменилось, говорит Уоткинс. Знакомитесь ли вы с новыми процессами или с новыми людьми, вам потребуется время на то, чтобы освоиться.

Формируйте связи по всей компании

Возможно, самая большая потенциальная опасность при возвращении в старую компанию в том, что очень легко «вернуться к прежним привычкам и шаблонам» — скажем, «к обеду со старой доброй командой», говорит Диллон. Чтобы избежать этого, прилагайте сознательные усилия и создавайте связи по всей компании. Вы должны сопротивляться искушению «вернуться к тому, что знакомо», рекомендует Уоткинс. Приведите в порядок свои мысли и задумайтесь: «Будь я на самом деле здесь новичком, что бы я делал?» Думайте о союзах, которые вам нужно создать, и о людях, с которыми вам нужно наладить контакты, говорит он. Также не забывайте о том, что вы возвращаетесь к работодателю с более высоким статусом и что «на разных уровнях политика компании разная», заключает Уоткинс.

Намечайте перспективы

Ваши коллеги «будут обращаться к вам за новыми идеями и решениями», говорит Диллон. Теперь вы смотрите на мир другими глазами. Но необходимо уметь делиться своими новыми знаниями. «Не стоит в разговоре демонстрировать свое превосходство, —говорит она. — Будьте тактичны. Скажите, например, ''В прошлом такой подход очень помогал в работе''. Или: ''Что меня действительно поражало в прошлой компании — то, как мы делали вот это''». Избегайте необоснованной критики, добавляет Уоткинс. Вам необходимо найти «баланс, привнося идеи извне и при этом не вызывая» у других мысли, что за время отсутствия вы «слишком возомнили о себе», говорит он. Вы ведь не захотите «создать впечатление, что видели, как где-то еще это делают лучше, а теперь вернулись, чтобы навести порядок».

Не спешите

Иногда вас приглашают вернуться, чтобы исправить ситуацию. «Если вы приходите c целью ее оздоровления, вам нужно тут же привнести новые идеи и принять ряд трудных решений», — говорит Уоткинс. С другой стороны, если в компании дела идут хорошо, вам стоит правильно распределить свои силы и, не торопясь, вновь изучить положение дел. «Не стоит пренебрегать процессом обучения и бросаться с места в карьер. Разговаривайте с людьми и не рубите с плеча, — рекомендует Уоткинс. — Концентрируйтесь на том, как вы будете руководить, а не на том, что конкретно будете делать».

Принципы, о которых нужно помнить

Что следует делать

  • Демонстрируйте зрелость более сдержанным поведением в первые несколько недель на работе, чтобы подчеркнуть, как вы профессионально выросли.
  • Покажите свое свежее восприятие, предложив идеи извне, но не критикуя своего нового (старого) работодателя.
  • Не торопясь вновь изучите компанию. Концентрируйтесь на том, как вы будете руководить, а не на том, что конкретно будете делать.

Чего не следует делать

  • Не думайте, что компания осталась прежней с тех пор, как вы ушли. Участвуйте в ознакомительных беседах, чтобы изучить ситуацию.
  • Не возвращайтесь к старым привычкам и шаблонам; прилагайте сознательные усилия и создавайте связи по всей компании.
  • Не рассказывайте о том, почему вы вообще уходили. Но продумайте версию, которая объясняла бы причину вашего увольнения.

Пример №1: займите должность топ-менеджера в компании, щедро делясь знаниями

Проработав три года в Bateman Group, PR-агентстве в Сан-Франциско, Эми Зиари ушла из компании, потому что увлеклась идеей стартапа и хотела попробовать себя в чем-то еще, кроме PR.

Но она сильно скучала по родной компании, где во главу угла была поставлена культура наставничества. В 2015 году Эми вернулась в Bateman. «Мой карьерный путь не был простым, но я рада, что уходила, иначе я бы задавалась вопросом ''А что, если?'' — и от этого еще больше рада, что вернулась», — говорит Эми.

Она уверена, что возвращение к бывшему работодателю было ее «лучшим профессиональным решением».

Эми предстояло изменить свое понимание Bateman. «Вся прелесть возвращения была в том, что компания значительно выросла, но при этом сохранила большую часть топ-менеджеров, с которыми я была знакома, — говорит она. — Так что для меня все сложилось наилучшим образом: дух и ценности компании остались те же, а успех компании и возможности в ней преумножились».

И все же ей пришлось привыкать ко многим новшествам. Она работала с другими клиентами, к тому же в ее отсутствие компания ввела новые процессы и программы. «Появились новые ресурсы и инструменты, которые помогают сотрудникам в различных аспектах их деятельности и которых просто не существовало, когда я работала там прежде».

Во-вторых, Эми усердно трудилась, чтобы зарекомендовать себя как топ-менеджер компании. Она ушла из Bateman в должности старшего помощника, а вернулась на позицию директора по взаимодействию со СМИ и контенту. «Я хваталась за любую возможность, чтобы выполнить свою работу на отлично и показать высшему руководству, что они сделали верный выбор, приняв меня обратно», — говорит Эми, которую впоследствии повысили до должности вице-президента.

Также она поставила перед собой задачу — делиться своим новым видением и знаниями. За годы, проведенные вне компании, она многое узнала об оптимизации и маркетинге в поисковых системах. «Большинство сотрудников в нашем агентстве не имело опыта в таких областях, — говорит она. — Когда у меня просят совета, я предлагаю помощь. Обычно люди бывают за это очень благодарны».

Когда коллеги спрашивали ее о причинах увольнения из компании, она давала честный ответ. «Я говорила им правду: мне очень нравилась наша компания, но хотелось поработать в стартапе», — вспоминает она.

Этот опыт также оказал положительное влияние на ее манеру руководить. «Теперь я обсуждаю с подчиненными то, как избежать сожалений на своем карьерном пути и насколько это важно для их жизни, роста и счастья в долгосрочной перспективе, — говорит она. — Дело в том, что большинство со временем все равно уйдет из компании, и поэтому лучше обернуть этот факт в свою пользу, а не бояться его».

Пример №2: прилагайте усилия, чтобы создать связи по всей компании, и стремитесь к тому, чтобы в вас видели ресурс

Бриджет Форни нравилось работать на своего первого работодателя, PR-агентство Profiles в Балтиморе. Но в 2013 году, после пяти лет работы в компании, она ушла. «Это был мой первый опыт после колледжа. И хотя это была работа моей мечты, мне хотелось узнать больше о PR-индустрии и создать связи за пределами Балтимора — по всей стране», — говорит она.

Форни так и поступила. После ухода Бриджет поработала в нескольких других маркетинговых компаниях. Она занималась антикризисным PR, проводила PR-кампании для крупных национальных брендов и работала в сферах B2B и B2C.

В июле 2017-го Форни приняла решение вернуться в Profiles. «Несколько женщин, с которыми я работала раньше, по-прежнему были сотрудницами компании, и поэтому от мысли вернуться к ним становилось тепло и радостно, — объясняет она. — И вдруг настал подходящий момент».

Бриджет договорилась с топ-менеджментом о том, что вернется на более высокую должность. «Я знала, что могу внести свой вклад и сделать компанию сильнее благодаря приобретенным способностям и связям», — говорит она.

В 2013 году Бриджет уходила из Profiles в должности специалиста по работе с клиентами и вопросам стратегии в социальных медиа. Вернулась она вице-президентом компании. Одним из ее приоритетов, говорит Бриджет, было доказать, что «она уже не ребенок».

В течение первых нескольких недель она участвовала во множестве ознакомительных бесед, чтобы освоить новые процессы и протоколы, которых прежде в компании не было, а также понять свою роль в новой команде и на совещаниях менеджмента.

Бриджет говорит, что усердно работала над тем, чтобы стать подлинным руководителем: она находила общий язык со своими новыми коллегами, а не только со старыми сотрудниками. «С каждым в компании я могу найти что-то общее, так как начала карьеру в Profiles в должности младшего специалиста по работе с клиентами и занималась всем, начиная с управления комплексными предложениями и звонками в СМИ и заканчивая общением с элитой Балтимора и планированием крупных маркетинговых акций для клиентов», — вспоминает Бриджет.

Она хочет, чтобы в ней видели своего рода ресурс. «Я специально нахожу время для каждого и общаюсь с командой, чтобы предложить поддержку, опыт и знания, так что все оказываются в выигрыше», — объясняет Бриджет.

Пока, считает она, адаптация проходит гладко: «Конечно, потребуется время, чтобы узнать новую команду и найти свое место в ней».

Об авторе. Ребекка Найт — журналист-фрилансер из Бостона и лектор в Уэслианском университете.