читайте также
Глобальная пандемия в разгаре. Риск заразиться растет с каждым днем, рынки акций обваливаются, экономика на грани мирового кризиса, а будущее предприятий туманно. Скорее всего, вы тоже с трудом справляетесь, напуганы и живете в стрессе.
И это нормально. Часть нашего мозга, отвечающая за выживание (главным образом — миндалевидное тело), активизируется, когда мы ощущаем угрозу, и фокус нашего внимания сужается. Это полезно, когда нам угрожает непосредственная опасность. Но именно поэтому наши мысли часто идут по непродуктивному пути: мы либо думаем о худшем исходе, либо уходим в отрицание опасности. Доступ к зонам мозга, отвечающим за творчество и анализ, затрудняется, и нарушается наша способность сопереживать, слушать и понимать других.
Но, увы, именно эти навыки необходимы лидерам в кризисные времена. Мозг должен работать на полную мощность, чтобы мы могли оценивать разные варианты и выбирать лучшие, не останавливаясь на догадках и принимая новые нестандартные решения. Кроме того, нужно сохранять спокойствие, чтобы поддерживать сотрудников, клиентов и партнеров по бизнесу, выслушивая их проблемы и относясь к ним со всей серьезностью.
В такие моменты, как сейчас, может помочь медитация. Известно, что практика медитации помогает справиться с тревожностью, снизить повышенную активность миндалевидного тела, повысить нашу способность к креативному мышлению и сопереживанию другим. Стив Джобс, долгие годы практиковавший медитацию, так описывал свой опыт: «Ты начинаешь видеть все яснее и больше находиться в настоящем. Твой ход мысли замедляется, а ощущения от того, что происходит здесь и сейчас, усиливаются. Ты видишь намного больше, чем раньше».
Работая с главами компаний, я выделил три упражнения, которые полезны во время кризиса.
Медитируйте сразу после того, как проснетесь
В период неопределенности велик соблазн начать день с чтения почты и новостей. Но когда мы так делаем, мы переходим в реактивный режим, где приходится тушить один условный пожар за другим. Если же начать день с нескольких минут медитации, это помогает сконцентрироваться и защититься от тревожных мыслей. Медитировать можно по-разному. Например, с помощью приложений вроде Insight Timer: вы сидите в кровати и слушаете инструкцию по медитации. Лично для меня лучше всего работает такой метод: встать, выпить чашку кофе, а потом сесть на подушку или кресло и попрактиковать простую мeдитацию осознанности.
Со временем вы заметите: день стал начинаться с ощущением, что вы открыты возможностям, которых раньше не видели. Мастер дзен Шунрю Судзуки, один из пионеров медитации в США, называл это «разумом новичка». В такие моменты наши мысли успокаиваются, а разум начинает видеть реальность без оценок и предрассудков. Любящий практиковать медитацию гендиректор Salesforce Марк Бениофф так описывает этот эффект: «Разум новичка говорит мне, чтобы я отступил назад — тогда я смогу создавать то, что хочет появиться на свет, а не то, что уже было. Я знаю, что будущее не равняется прошлому. Я знаю, что мне нужно быть здесь и сейчас».
Начинайте совещания с нескольких минут медитации
В трудные времена мы стремимся перейти к активным действиям. Это полезный инстинкт, но минута в начале совещания (как виртуального, так и при личной встрече), потраченная на то, чтобы почувствовать себя в настоящем, распознать собственные эмоции и начать общение с повышенной способностью воспринимать других, может помочь коллективу более осмысленно решать проблемы.
Для некоторых компаний это будет новым опытом. Кто-то воспримет предложение как слишком личное. Тогда для начала скажите сотрудникам, что требуется их полное присутствие и нераздельное внимание. Предложите эксперимент: пусть они в течение минуты попробуют понаблюдать за своим дыханием. Если кто-то отвлечется, ничего страшного: нужно мысленно продолжить наблюдать за дыханием. Большинство выполняющих это упражнение впервые, с удивлением обнаруживают, насколько же часто они отвлекаются и как тяжело пребывать в состоянии осознанности даже минуту. Многие почувствуют себя спокойнее после упражнения и заметят, что одна минута может поменять атмосферу совещания. «Обычно на совещаниях каждый просто пытается высказаться. Но после медитации сотрудники более сосредоточены, выслушивают друг друга, стремятся узнать что-то новое», – подчеркивает один руководитель, практиковавший этот прием.
Сделайте паузу, если вас затянет в непродуктивные мысли
Если в течение дня вы почувствуете тревогу, отвлекитесь от дел и подышите, наблюдая за мыслями. Вероятно, вы отключились от момента «сейчас» и провалились в кроличью нору мыслей о будущем. Планировать будущие действия необходимо, но важно делать это осознанно, в спокойном состоянии ума, на основе фактов. На практике это выглядит так: сидя в кресле, закройте глаза и сосредоточьтесь на движениях своего живота, вдыхая и выдыхая. Через какое-то время ваши мысли успокоятся, вы почувствуете себя в настоящем моменте и заметите, что к вам начали приходить мысли о возможностях и решениях.
Один из главных плюсов медитации в том, что она позволяет нам отойти от мышления, направленного на выживание, и проявить эмпатию по отношению к другим людям. Это важно: исследования показали, что в состоянии страха мы ведем себя более эгоцентрично и нам сложнее смотреть на ситуацию глазами других. Но сейчас люди в вашей организации и вне ее находятся в состоянии стресса. Медитация — это возможность проявить сочувствие и заботу в сложные времена и шанс показать вашему коллективу и вашей компании, какой вы лидер.
Об авторе. Маттиас Берк (Matthias Birk) практикует медитацию более 20 лет. Обучил медитативным практикам и лидерству сотни топ-менеджеров в школе бизнеса Колумбийского университета и различных компаниях, например, Goldman Sachs and McKinsey & Company.