читайте также
Все мы слышали совет: нужно больше спать. Я сам даю его, основываясь на эмпирически подтвержденных научных данных, свидетельствующих, что невыспавшиеся работники — плохие работники (даже руководители и даже предприниматели).
Больше спать — совет, разумеется, здравый, но давайте признаем: не всегда возможно ему следовать. Часто бывает, что нужно работать, а с нормальным сном или с его продолжительностью накануне не сложилось. Если это неизбежно случается, что можно сделать в такие дни, чтобы выстоять?
Начнем с самого очевидного и распространенного средства спасения в такой ситуации — кофеина. Кофеин — один из самых активно используемых в рабочей среде стимуляторов. Сами масштабы явления свидетельствуют о том, что многие не просто используют кофеин, когда не выспались, но, по-видимому, верят, что он может помочь. И это не совсем безосновательно: на короткое время кофеин действительно позволяет справиться с негативными последствиями недостатка сна, сказывающимися на работоспособности.
Тем не менее это не лучшее средство в долгосрочной перспективе: оно не помогает восстанавливать силы, как это происходит во время сна, а только маскирует проявления его нехватки. Мало того, в течение нескольких часов после употребления кофеин может нарушать сон, что потенциально грозит новыми проблемами на следующий день. Так что лучше всего прибегать к кофеину продуманно и в крайних обстоятельствах.
Следующее самое очевидное решение дается на практике труднее всего: нужно вовремя заканчивать. У невыспавшегося человека снижены когнитивные способности, он чаще делает ошибки или работает менее качественно. Более того, когда на работу невыспавшимся приходит руководитель, это может повредить результатам всего коллектива. Может получиться, что проблемы, которые вы создаете, когда пытаетесь что-то делать, борясь со сном, принесут больше вреда, чем будет пользы от нескольких дополнительных часов ваших усилий. Поэтому наилучшее решение в такой ситуации — отложить все дела и отдохнуть. Если нет возможности выспаться вдоволь, поспите хотя бы немного. Даже 20-минутный перерыв может решительно повлиять на вашу работоспособность в оставшиеся до конца дня часы.
Однако бывает, что прерваться и отдохнуть даже совсем чуть-чуть невозможно. В таком случае следующий наилучший вариант — стратегически оценить, чем вы можете заниматься, когда вам хочется спать. Исследования показывают, что отсутствие сна наиболее опасно для новых задач, в которых важно творческое мышление и новаторский подход. Напротив, повседневные и не требующие креативности дела в случае недосыпания страдают меньше всего. Действительно, поговорка «разбуди меня ночью — сделаю» — как раз отличный критерий, чтобы определиться с составом и расстановкой рабочих функций. Так как в сонном состоянии всегда есть риск допустить больше ошибок, лучше также избегать того, что может иметь серьезные последствия. Приберегите такие дела на периоды, когда вы будете отдохнувшими.
Еще одна полезная стратегия минимизации потенциального негативного эффекта недосыпания — помнить, что одна голова хорошо, а две лучше. Если ваш уставший и невыспавшийся мозг — самое слабое звено, придумайте, в чем вы можете рассчитывать на остальных. Возможно, если вы не выспались, вы будете больше делегировать, чем в тех случаях, когда вы пришли на работу отдохнувшим (дополнительно учитывайте задачи, для которых недосыпание особенно неблагоприятно). Возможно, в таких ситуациях получится активнее привлекать и спрашивать мнение коллег, наставников или профильных специалистов. На некоторых позициях применяются системы поддержки принятия решений (часто основанные на машинном обучении), они могут особенно пригодиться, когда вы не выспались и из-за этого не в лучшей форме.
Можно использовать краудсорсинг и спросить мнение окружающих: кто-то из них, возможно, тоже не выспался, но среднее количество сна может оказаться выше, чем ваш показатель на текущий день. Если активно задействовать кого-то в данный момент не получается, попросите после проверить то, что вы сделали, — во всяком случае важно поймать ошибки, пока они не привели к большим проблемам. (А если и такой возможности нет, сами просмотрите свою работу в другой день, когда будете чувствовать себя более отдохнувшим.)
Действенное решение, воплощающее эти идеи, подсказано природой. К примеру, дельфины живут в воде, но дышат воздухом. Это означает, что им всегда нужно двигаться, но плыть во сне, казалось бы, невозможно. У дельфинов это устроено так, что в любой момент времени спит только половина мозга, а другая бодрствует, что позволяет им плыть и дышать.
Человек, очевидно, так не может. Зато так может команда. Команде можно отправлять отдыхать одних, пока другие работают, а потом меняться. Так над задачей всегда будет работать свежий состав. Это может казаться нереальным, но это регулярно используется экипажами на международных рейсах или в коллективах врачей и медперсонала в больницах.
Взять, к примеру, комнаты отдыха или капсулы для сна, где члены команды могут поспать и подзарядиться, пока другие работают. Дополнительное преимущество такой инфраструктуры в том, что она напоминает о важности сна. Есть, правда, и риски в таких решениях — сформировать культуру, в которой может стать нормой удлиненный рабочий день с короткими перерывами на отдых. Таким образом, важно и на словах, и на деле давать правильный посыл, чтобы подобная инфраструктура вместо инструмента для восстановления сил не превратилась в способ наращивания рабочей нагрузки.
В целом мы все понимаем, насколько важно больше спать. Надеюсь, что ради здоровья и продуктивности на работе вы сможете этого добиться. Но если иногда это не получается, у вас в запасе есть пара приемов, которые помогут свести к минимуму риски в случаях, когда приходится заниматься делами, борясь со сном. Лучше позаботиться о них, чем бессознательно брести наугад по минному полю, пытаясь работать в состоянии дефицита сна.
Об авторе
Кристофер Барнс (Christopher M. Barnes) — доцент, преподаватель менеджмента в Фостерской школе бизнеса при Вашингтонском университете. Барнс работал в Fatigue Countermeasures, филиале Исследовательской лаборатории военно-воздушных сил США, а затем получил докторскую степень в области организационного поведения в Университете штата Мичиган.
* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена