Ученье — свет? | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Ученье
— свет?

Мнение

Автор: Арутюнян Тигран

Ученье — свет?

читайте также

Финансовые рынки и нейропсихология доверия

Дэн Ариели

Три стратегии для работы с убыточными клиентами

Джон Уосс,  Джонатан Бернс

Нужны хорошие люди

Елена Евграфова

Панамские бумаги: рынок наказал «уклонистов» на $230 млрд

Курт Никиш

Вот уже более пяти лет я тесно связан с бизнес-образованием. И я постоянно задаю себе вопрос: а что именно продает бизнес-школа? Каков ее продукт и в чем именно «добавленная стоимость»? И есть ли она вообще? Может, бизнес-образование наносит вред? Эти вопросы интересны мне еще и потому, что, консультируя компании по проблемам управления, я имею дело с той же целевой аудиторией, на которую направлена деятельность бизнес-школ.

Я часто вспоминаю широко распространенный в советские времена (да и сегодня, наверное, тоже) миф о том, что служба в армии укрепляет дух, высвечивает лучшие качества человека, делает из мальчиков мужчин. Мне же кажется, что это совсем не так: скорее она, являясь экстремальным занятием, усиливает, гиперболизирует качества людей — как положительные, так и отрицательные. Нечто похожее происходит в бизнес-школах. Складывается ощущение, что руководители компаний приходят на занятия с единственной целью — насмерть отстаивать свою точку зрения, даже не стараясь вникнуть в слова преподавателя. И бизнес-школы не делают практически ничего, чтобы изменить ситуацию и привить слушателям умение видеть проблему во всем ее многообразии.

Я регулярно наблюдаю, как слушатели, пропуская через свою систему фильтров высказывания «умных» профессоров, делают извращенные выводы, мало того, начинают на их основе проводить изменения в своих организациях. Представим, что преподаватель, являющийся авторитетом для слушателя, тоном, не терпящим возражений, изрекает некое утверждение, возможно весьма спорное. Оно укореняется в сознании части аудитории и становится ментальной программой, определяющей управленческие установки менеджеров. Результат часто оказывается разрушительным как для самого руководителя, так и для его организации.

А сладкое слово «кейс-стади»? Бизнес — это интуиция, творчество, эмоции, спонтанность, если угодно. Вместо этого слушателю прививают упрощенное, схематичное, оторванное от жизни мышление.

Мало внимания уделяется личностному росту и управленческим навыкам слушателей. Как консультант, я убежден, что важнейшее условие развития руководителя — рефлексия. Скажите, какой учебный курс учит рефлексировать?! А это жизненно необходимо для российских руководителей.

С моей точки зрения, реальное обучение происходит во время так называемых инсайтов — озарений, моментов истины, когда слушатель находится в состоянии смятения, когда он начинает протестовать против того, что слышит от преподавателя. Но нередко, вместо того чтобы добиваться этого состояния, преподаватели работают на собственный рейтинг, стараются быть максимально приятными для слушателей.

Выпускник программы MBA вместо человеческого языка начинает говорить на «птичьем», жонглирует понятиями, над смыслом которых не всегда задумывается. Вот что рассказывают подчиненные такого руководителя: «После занятий шефа будто подменяют — сыплет терминами, становится неадекватен. Прошло несколько дней, и вроде опять нормальный человек».

Есть опасность по окончании программы MBA получить не творческого, мыслящего, активного менеджера, а «зомби», который хорошо играет роль выпускника программы MBA, изучившего сотни кейсов.

Я не стал бы писать столь жестко, если бы не был по-настоящему озабочен проблемами развития руководителей. Глобальную конкуренцию никто не отменял, и от уровня наших менеджеров напрямую зависит, как все мы станем жить. И я буду рад обсудить обозначенные выше вопросы с заинтересованными коллегами.