Как завоевать авторитет | Большие Идеи
Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как завоевать авторитет

Адам Галински , Килдафф Гэвин
Как завоевать авторитет

В числе представителей разных подразделений вас включили в новую рабочую группу, и сегодня — первое совещание. Менеджеры со всей компании собрались в конференц-зале штаб-квартиры; коллеги из зарубежных офисов подключились по селектору и ­скайпу. Генеральный директор, решивший лично «перерезать красную ленточку», говорит красивые слова: «…мы просим помочь нам проложить новый путь… ждем от вашей группы перспективных идей». Вы украдкой рассматриваете незнакомые лица и пытаетесь представить себе людей, которые слушают все это на других концах планеты. Мужчины и женщины разного возраста, с разным опытом, из разных стран — кто из них станет звездами в новой команде?

Социологи десятилетиями изучают, как индивиды приобретают статус в коллективах — как добиваются уважения, авторитета и признания со стороны окружающих. Нам известно, что определенную роль играет демографический фактор: представители исторически доминирующих расы и пола, а также возраста, традиционно пользующегося уважением (в западном корпоративном мире — белые мужчины старше сорока), как правило, получают ­более высокий статус, чем остальные. Немаловажное значение имеют также внешность (высоких и симпатичных предпочитают тем, кому не так повезло с генами), личностные характеристики (уверенные экстраверты выигрывают), должность (босс есть босс).

К счастью, мы пользуемся и более справедливыми критериями, оценивая новых товарищей по команде. Это, в частности, опыт, компетентность и самоотдача — верные предвестники уважения со стороны коллег. Но сразу оценить человека по этим параметрам бывает довольно сложно, даже если он покажет нам соответствующие дипломы и сертификаты. Поэтому обычно, чтобы определить, кто достоин возглавить группу, мы первым делом обращаем внимание на описанные выше характеристики, которые сразу бросаются в глаза.

По мере того как люди срабатываются и показывают, кто чего стоит, первое впечатление может меняться. И все же старую мудрость «у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление» никто не отменял. Многочисленные исследования показывают, что социальные иерархии возникают быстро и в целом не претерпевают дальнейших изменений: люди, быстро приобретшие высокий статус, как правило, его сохраняют.

Данные этих исследований убеж­дают нас — и это довольно прискорбно, — что влияние, которым мы будем пользоваться в группе, по большей части определяется неподвластными нам факторами. В этой статье мы представляем доказательства обратного. Проведя серию экспериментов, мы продемонстрировали, что любой человек в команде может получить более высокий статус, причем как сразу, так и со временем, если перед первым собранием изменит свои психологические установки. Проще говоря, настрой, с которым вы входите в новую группу — а он полностью под вашим контролем — может резко повысить ваши шансы на лидерство.

Мы полагаем, что результаты нашего исследования пригодятся менеджерам современных компаний с горизонтальной и матричной организационной структурой — ведь там временные, пестрые по составу команды создаются все чаще и чаще. Традиционные параметры, позволяющие прогнозировать статус, уже не так важны, как раньше, и сотрудники постоянно объединяются в новые группы и присоединяются к уже существующим. Первое впечатление сегодня значит больше, чем когда бы то ни было. С помощью простого пятиминутного упражнения вы можете научиться представлять себя окружающим в лучшем свете.

Повышение активности

Поскольку изменить свои демографические и личностные характеристики, внешность, служебное положение, профессиональную подготовку и опыт накануне первого собрания мы не в состоянии, сосредоточимся на установках и поведении. Согласно исследованиям, существуют определенные «индикаторы компетентности»: громкая речь, готовность брать на себя инициативу, выражение ­уверенности, — ­указывающие на лидерский потенциал человека. Активное поведение такого рода ­может свидетельствовать о наличии полезных знаний и опыта или о таких чертах характера, как экстравертность и стремление доминировать. Между тем, появляется все больше доказательств того, что люди могут изменить собственное поведение, на время подкорректировав свой психологический настрой.

В основе большинства наших поступков лежит одна из мотивационных схем. Первая — мотивация избегания неудач; вторая — мотивация достижения успеха, и именно она может вызывать поведение, ведущее к повышению статуса.

Временная установка на достижение успеха не только помогает добиться авторитета в команде, но и зачастую улучшает ораторские способности, а также навыки проведения интервью и переговоров.

image

Как прайминг облегчает путь к успеху

В своем исследовании мы изучали три психологических состояния, вызываемых мотивацией достижения: стремление к росту (его часто определяют как «ориентация на притязания и цели»), счастье и ощущение власти. Как показывают работы других ученых, все три состояния активируют одни и те же участки мозга в левой фронтальной доле, снижают уровень ­кортизола — гормона ­стресса и повышают оптимизм и уверенность в себе. Эти неврологические, гормональные и психологические изменения влекут за собой перемены в поведении. Люди, настроившиеся на ощущение собственной власти, чаще предпринимают активные действия, например выключают раздражающий всех вентилятор, а те, кто настроился на рост и ощущение счастья, во время мозговых штурмов предлагают больше идей. Мы поставили перед собой задачу выяснить, могут ли эти психологические установки повысить активность и инициативность (и за счет этого — статус) людей во время реального общения в коллективе.

Метод настройки, или прайминга, который мы использовали, включал в себя простое упражнение (вы можете выполнить его прямо сейчас или перед первым собранием новой команды — вам потребуются лишь ручка и лист бумаги или смартфон). Чтобы дать испытуемым установку на стремление к росту, мы просили их в нескольких абзацах описать свои цели, амбиции и жизненные устремления. Чтобы они почувствовали силу и власть, мы просили их вспомнить, приходилось ли им командовать другими людьми, и описать эту ситуацию. А чтобы вызвать ощущение счастья, мы предлагали им написать о времени, когда они сами казались себе энергичными и радостными. Других участников эксперимента программировали на избегание неудач: вместо того чтобы перечислять свои стремления и желания, они вспоминали о своих обязанностях, задачах, подчиненном положении или неудачном опыте. Люди из третьей группы обошлись без прайминга: они писали о поездках на работу или о недавних походах в продуктовый магазин.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Непростые решения
Дэвид Максфилд
История  в фотографиях
Акерман Сьюзен,  Презнал Саманта Исследование: