Новости. Всемирный потоп | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Новости.
Всемирный потоп

Поставляемые СМИ новости мало что говорят об этом мире: в этом винегрете слишком мало полезных ингредиентов.

Автор: Гусинская Ирина

Новости. Всемирный потоп

читайте также

Чем хуже, тем хуже: как трудное детство влияет на заботу о подчиненных

Рэмзи Хаббаз

Женщин-руководителей стало больше? В плену иллюзий

Картер Нэнси,  Сильва Кристин

Три главные проблемы миллениалов

Эмерсон Чорба

«Цель не в том, чтобы следовать моде»

Александра Терентьева/"Ведомости"

Большая часть потребляемой нами информации — поставляемые СМИ новости. Это нездоровая пища для ума, и поэтому, чтобы сохранить разум и оптимизм, человеку нужна новостная диета.

Современный человек всегда 
в потоке новостей: с утра, едва открыв глаза, мы хватаемся за планшет, включаем телевизор или радио и весь день до поздней ночи видим, слышим, читаем сообщения 
о событиях — глобальных и локальных, интересных и не очень. Центр исследований РИА Новости в 2013 году проанализировал потребление новостной информации пользователями Рунета: оказалось, 89% пользователей тратят на нее по часу в день. А по данным исследования «Би-би-си», проведенного в 9 странах, получилось 
и того больше — 3 часа и 24 минуты. Новости формируют наше представление о мире — и в большинстве случаев искажают его, заставляя нас чувствовать себя несчастными, утверждает философ повседневной жизни Ален де Боттон в своей новой книге «The News: A User's Manual» (Новости: Инструкция по применению).

Де Боттон сетует, что в школах не учат понимать новости: почему-то разобрать сюжет «Короля Лира» считается бóльшим достижением, чем извлечь смысл из первой полосы газеты, тогда как последнее очевидно полезнее. Любой диктатор подтвердит: хочешь остаться у власти — конт­ролируй новости. Убедись, что СМИ непрерывно выдают поток разрозненных, противоречивых, вырванных из контекста сообщений, повестка дня быстро меняется, связи с предыдущими блоками не очевидны, а основной акцент — на убийствах и катастрофах. «Постоянно отвлекать внимание граждан от настоящих социальных проблем, переключая его на темы, не имеющие реального значения. Добиваться того, чтобы граждане постоянно были чем-то заняты и у них не оставалось времени на размышления; с поля — в загон, как и все прочие животные», — Ноам Хомский в «Тихом оружии для спокойных войн» пишет, что этого будет достаточно, чтобы подорвать способность основной массы населения понимать происходящее.

Иногда, вынырнув из бурного информационного потока, мы пытаемся разобраться в том, что недавно услышали, — но тщетно. Новостные журналисты ставят перед собой задачу как можно быстрее выдать факты без собственной интерпретации, но 
с комментариями экспертов, выражающими разные точки зрения. Цель, казалась бы, благородная, но эффект такой же, как если бы вам предлагали прочесть по одному предложению из нескольких книг, давая каждую на пару минут, — а потом просили бы пересказать общий смысл всего прочтенного. Потребитель новостей получает кусочки пазла из нескольких наборов, вертит их в руках и вследствие своей беспомощности испытывает весь спектр негативных эмоций. Для того чтобы получить более-менее понятную картину, нужно постоянно держать в голове массу данных из разных источников, сопоставлять их 
и выстраивать причинно-следственные связи. Не всякому это под силу. Большинство людей от просмотра/прочтения новостей впадают 
в экзистенциальную тоску: сложно избавиться от ощущения, что «все плохо и лучше уже не будет», когда тебе как минимум каждый час приводят все новые доказательства несовершенства мироустройства. Более того, группа ученых под руководством профессора Грэма Дейви выяснила: типичный новостной фон с преобладанием негативной информации создает эффект каскада, усугубляет психологическое состояние человека, не только повышая общую тревожность и неуверенность в завтрашнем дне, но и побуждая раздувать собственные мелкие неудачи.

Особо острое ощущение безысходности и неспособности на что-то повлиять вызывают у нас политические и экономические новости: чтобы понять краткую заметку, надо разбираться в терминологии, знать ситуацию в стране и мире, ее динамику и вообще обладать немалым багажом знаний. Услышав об очередном падении биржевых индексов, среднестатистический человек не может представить себе, ни почему это произошло, ни какими могут быть последствия. Но он улавливает месседж: что-то опять пошло не так, видимо, надвигается кризис. А как действовать в преддверии кризиса? Правильно, принимать необдуманные решения, спонтанно спускать накопления и паниковать. Так быть не должно, — считает де Боттон. Любую новость надо сообщать, лишь когда она «отлежится», и в обязательном порядке сопровождать справочной информацией, чтобы потребитель осознал не только, что произошло, но и какое влияние это окажет на его частную жизнь. Поэтому философ советует новостной журналистике пересмотреть как минимум один свой стандарт — непредвзятость — и признать, что факты имеют смысл, только если их можно категоризировать. 
 В современном мире их слишком много, и проблема вовсе не в том, чтобы получить новые, а в том, чтобы разобраться хоть в каких-то. Не группируя данные в смысловые блоки, мы лишь захламляем свою память. Но новости поступают непрерывно: не дав нам осмыслить один факт, нам тут же сообщают следующий, а затем еще один и так до бесконечности, пока мозг не откажется от попыток проанализировать входящую информацию 
и не потребует перезагрузки.

Вряд ли кто-то станет спорить, что любое СМИ отражает некую позицию или что одну и ту же информацию можно подавать под совершенно разными соусами. Каждый из нас выбирает ее источники под себя — ищет «идеологически близкие» каналы, фильтрует поток 
в Сети. Мы стараемся обращать внимание лишь на те кусочки пазла, которые лучше вписываются в нашу картину мира: нет и не может быть одной универсальной объективности, если реальность у каждого своя. Уже лет с трех человек способен на примитивном уровне определить, совпадает ли он с окружающими по моральным установкам и ценностям. Через чужую, неудобную для нас линзу мы просто не можем смотреть на мир.

В советское время все понимали, что верить СМИ нельзя, теперь каждый выбирает для себя наиболее адекватное, по его мнению, или старательно сопоставляет данные из нескольких, формируя в итоге собственную позицию и круг единомышленников. Плюрализм мнений — это прекрасно, но важнейшей задачей новостной журналистики де Боттон считает цементирование общества. И делается это путем формирования общего дискурса по базовым, важным для всей аудитории темам.

«Хороших новостей не бывает вообще. <…> полная сумма информации мировых масс-медиа <…> сообщает о непостоянстве и страдании», — пишет Виктор Пелевин в романе «Бэтман Аполло». Де Боттон рекомендует уравновешивать картину, давая позитивную информацию и рассказывая о людях, которые делают мир лучше, чтобы читатели осознавали, что это все-таки возможно. И что в большинстве своем представители рода человеческого адекватны и доброжелательны, а не прячутся за углом с топором 
и Калашниковым наперевес.

И хватит подавать любую новость как сверхъестественное событие первостепенной важности, от которого зависит жизнь каждого. Новостники чересчур сосредоточены на эффекте новизны, им важно упаковать 
и «вкусно» подать информацию, отчего у потребителя возникает ощущение, что, не узнавая свежих новостей, не держа постоянно руку на пульсе, он непременно упустит что-то в жизни. Но полно: собирательство фактов 
о мире не поможет вам понять его. Более того, постоянно отвлекаясь, чтобы получить новую дозу информации, мы теряем концентрацию, а вместе с ней и способность рассуждать здраво.

Кризисы, войны, банкротства и выборы были, есть и будут. А наше пребывание на Земле все еще ограничено хорошо если сотней лет — так, может, стоит чаще отключаться от Сети и следовать совету Черчилля — «делать новости самим»? Перестаньте разглядывать мир сквозь замочную скважину, отойдите подальше, чтобы рассмотреть холст целиком, начните действовать — и вы увидите результат. Большинство из нас вняли призывам врачей и следят за своим питанием, так вот пришла пора признать, что новости — тот же сахар: сократите его потребление, посадите себя на информационную диету, — и вы избавитесь от выученной беспомощности, а жизнь заиграет новыми красками.