читайте также
Почти каждый из нас в какой-то момент профессиональной жизни чувствует себя обманщиком, а у некоторых это ощущение не проходит никогда. Впервые так называемый «синдром самозванца» описали в 1970-х годах. Но и десятилетия исследований не смогли пролить свет на то, какие психологические особенности провоцируют этот синдром и какие типы людей чаще страдают от него.
Ученые из Гентского университета недавно опубликовали работу, в которой предлагается объяснение сущности этого феномена. Они попросили 201 офисного работника из Бельгии заполнить восемь анкет, содержащих более 130 вопросов. Цель анкет — выяснить, насколько опрошенным свойственен синдром самозванца, а также такие качества, как добросовестность, тревожность, покладистость, открытость, экстравертность, перфекционизм, удовлетворенность работой и лояльность к компании.
Синдром самозванца был выявлен примерно у 20% респондентов на всех уровнях организации (чуть чаще — у сотрудников низшего уровня). Чаще всего те, кто им страдал, отмечали у себя высокую тревожность и низкую добросовестность. Кажется, что низкая добросовестность — странный показатель для такого синдрома, но ученые предполагают, что «самозванцы» слишком требовательны и чересчур критично оценивают свою работу. Иными словами, они завышают планку и в глазах окружающих выглядят лучше, чем в собственных.
Еще одно важное открытие: люди с синдромом самозванца имеют низкие показатели по признаку «общественной жизни»: реже помогают коллегам, не ходят на необязательные собрания и уклоняются от всего, что не входит в их прямые обязанности. «Боясь разоблачения, самозванцы порой настолько озабочены тщательным выполнением заданий, что сил на что-либо побочное у них просто не остается», — поясняет исследователь Жасмин Вергауве.
Разумеется, чувствовать себя самозванцем плохо. Ученые полагают, что справиться с этим поможет индивидуальный коучинг и упражнения для снижения перфекционизма.