Ему лишь бы спорить | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Ему лишь
бы спорить

У вас на работе тоже такой есть. Невыносимый — и этим все сказано. Опять он цепляется ко всему. О чем бы ни шла речь, он просто не может удержаться, обязательно вставит свое «но».

Автор: Нил Берден

читайте также

Талант как проклятье

Дженнифер Петрильери,  Петрильери Жанпьеро

Как Сингапур стал предпринимательским раем

Скотт Энтони

Пять шагов, которые должен сделать гендиректор перед увольнением

Маргарита Кошман,  Ярослав Глазунов

Взаимопонимание имеет значение

У вас на работе тоже такой есть. Невыносимый — и этим все сказано. Опять он цепляется ко всему. О чем бы ни шла речь, он просто не может удержаться, обязательно вставит свое «но». Вот типичный сценарий разговора:

Нормальный коллега:

— Мне кажется, новенький быстро втянется.

Невыносимый:

— А что, по-вашему, значит «быстро»?

Нормальный коллега:

— Вроде бы он неплохо справляется.

Невыносимый:

— С чего бы ему не справляться? Пока что он делает самую легкую работу.

Нормальный коллега:

— Да, конечно. Я всего лишь говорю, что для новичка он достаточно хорошо работает.

Невыносимый:

— Смотря как вы понимаете «достаточно хорошо».

Разговаривать с таким человеком — невыносимо. Разговор не двигается с места, скрипит, пробуксовывает. Еще хуже оказаться рядом с таким субъектом на собрании: он будет придираться к каждой мелочи в презентации, изводить докладчика и публику. Любое его выступление заведомо негативно — и затягивает собрание на лишнюю четверть часа. Кому в здравом уме хочется длить собрание сверх необходимого?

Для такого человека есть соответствующее название: «придира». Придира — тот, кто спорит и критикует по пустякам.

Труднее дать определение понятию «пустяки». Это как порнография: определить не определишь, но, увидев, сразу узнаешь. Специальные критерии тут не предусмотрены, однако всякий заметит, если к нему полезут с ерундой. Есть и внешний признак: когда собравшиеся на деловую встречу слышат подобную чушь, они перемигиваются и закатывают глаза. Конечно, порой люди морщатся и от вполне разумных возражений, но в большинстве случаев большинство людей (за исключением придир) отличают существенные замечания от «лишь бы вставить три копейки». В конце концов, приходится полагаться на интуицию (она не без погрешностей), когда мы судим о том, что существенно, а что нет, кто придирается, а кто прав.

Есть ли средство от такой напасти? Прежде всего, введите слово «придира» в оборот у себя на работе. Когда у несносного коллеги появится точное обозначение, легче будет и выявить его, и остановить (ведь теперь он знает, что вам известно, кто он таков). Кое-кто из моих учеников зашел еще дальше: заказал колпаки с надписью «придира» и держит их под рукой, чтобы вручить тому, кто вздумает придираться. Но не злоупотребляйте этим словом: когда любое замечание клеймят как придирку, собеседники не решаются высказать и полезные идеи. Так что пользуйтесь этим словом — но в меру.

И главное, сами-то ни к кому не придирайтесь!