Ему лишь бы спорить | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Ему лишь
бы спорить

У вас на работе тоже такой есть. Невыносимый — и этим все сказано. Опять он цепляется ко всему. О чем бы ни шла речь, он просто не может удержаться, обязательно вставит свое «но».

Автор: Нил Берден

читайте также

Как распознать потребителей по складу ума

Елена Миронова

Как быть хорошим боссом в плохие времена

Роберт Саттон

Три шага, которые помогут стать лучше любому человеку

Бенджамин Харди

Нездоровый разговор: чем опасны частные обсуждения дел компании

Эми Эдмондсон

У вас на работе тоже такой есть. Невыносимый — и этим все сказано. Опять он цепляется ко всему. О чем бы ни шла речь, он просто не может удержаться, обязательно вставит свое «но». Вот типичный сценарий разговора:

Нормальный коллега:

— Мне кажется, новенький быстро втянется.

Невыносимый:

— А что, по-вашему, значит «быстро»?

Нормальный коллега:

— Вроде бы он неплохо справляется.

Невыносимый:

— С чего бы ему не справляться? Пока что он делает самую легкую работу.

Нормальный коллега:

— Да, конечно. Я всего лишь говорю, что для новичка он достаточно хорошо работает.

Невыносимый:

— Смотря как вы понимаете «достаточно хорошо».

Разговаривать с таким человеком — невыносимо. Разговор не двигается с места, скрипит, пробуксовывает. Еще хуже оказаться рядом с таким субъектом на собрании: он будет придираться к каждой мелочи в презентации, изводить докладчика и публику. Любое его выступление заведомо негативно — и затягивает собрание на лишнюю четверть часа. Кому в здравом уме хочется длить собрание сверх необходимого?

Для такого человека есть соответствующее название: «придира». Придира — тот, кто спорит и критикует по пустякам.

Труднее дать определение понятию «пустяки». Это как порнография: определить не определишь, но, увидев, сразу узнаешь. Специальные критерии тут не предусмотрены, однако всякий заметит, если к нему полезут с ерундой. Есть и внешний признак: когда собравшиеся на деловую встречу слышат подобную чушь, они перемигиваются и закатывают глаза. Конечно, порой люди морщатся и от вполне разумных возражений, но в большинстве случаев большинство людей (за исключением придир) отличают существенные замечания от «лишь бы вставить три копейки». В конце концов, приходится полагаться на интуицию (она не без погрешностей), когда мы судим о том, что существенно, а что нет, кто придирается, а кто прав.

Есть ли средство от такой напасти? Прежде всего, введите слово «придира» в оборот у себя на работе. Когда у несносного коллеги появится точное обозначение, легче будет и выявить его, и остановить (ведь теперь он знает, что вам известно, кто он таков). Кое-кто из моих учеников зашел еще дальше: заказал колпаки с надписью «придира» и держит их под рукой, чтобы вручить тому, кто вздумает придираться. Но не злоупотребляйте этим словом: когда любое замечание клеймят как придирку, собеседники не решаются высказать и полезные идеи. Так что пользуйтесь этим словом — но в меру.

И главное, сами-то ни к кому не придирайтесь!