Чем общительнее, тем умнее | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Чем общительнее,
тем умнее

Простой способ «смазать шестеренки мозга» — пообщаться с людьми.

Автор: Энди Зинга

Чем общительнее, тем умнее

читайте также

Три отговорки, из-за которых вы не решались просить о прибавке

Джудит Уайт

Между клиентом и страховщиком

Владимир Рувинский

Жизненный цикл гендиректора

Джеймс Ситрин,  Клаудиус Хильдебранд,  Роберт Старк

«Какую зарплату вы хотите получать?»

Хорошо известно, что игры для ума и пазлы тренируют наш мозг, развивают его способности и способствуют умственному здоровью. Неожиданностью стали результаты исследования Мичиганского университета: оказалось, что человеческое общение столь же эффективно для укрепления когнитивных способностей.

Строилось исследование очень просто: в одной группе людей случайным образом разбили на пары и поручили как можно больше выяснить о партнере, задавая ему вопросы. Через десять минут такого упражнения на участников обрушили интеллектуальные тесты. В другой группе сперва для разминки предложили интеллектуальную игру, а затем те же тесты. Третья группа, контрольная, решала тесты без подготовки. Итог? «Общительная» группа превзошла по результатам контрольную и не отстала от группы, где проводилась интеллектуальная разминка. С точки зрения экспериментаторов, это означает, что активизация мозга в разговоре, попытка понять чужую точку зрения, предполагает такую же «гимнастику для мозга», как и умственные игры.

Мне это кажется замечательным: простой способ «смазать шестеренки мозга» — пообщаться с людьми. И тем сильнее доводы в пользу открытых инноваций.

Проекты открытых инноваций (компании, столкнувшиеся со сложными проблемами, приглашают людей извне, чтобы те попытались их решить) всегда достаточно непросты с когнитивной точки зрения. Но эти проекты поощряют знакомства с новыми людьми, новые ракурсы, расширение границ человеческого общения.

В двух недавних исследованиях подчеркивается роль открытой инновации именно как формы общения. Первое исследование, проведенное Бизнес-школой Ньюкасла, рассматривает непосредственно процесс обмена знаниями между образовательными институтами и производством (типичный пример общения в проектах открытых инноваций) и приходит к выводу, что успех того или иного дела зависит от формы общения, облегчающей или затрудняющей сотрудничество. Второе исследование, Лапландского университета (Финляндия), ставит вопрос о том, чего добиваются руководители, предлагая проекты открытых инноваций. Вывод: общие преимущества междисциплинарного общения перевешивают даже пользу от конкретных находок и решений.

По моему опыту, те, кому доводилось участвовать в подобных проектах, также видят в открытых инновациях прежде всего форму общения. Взять, например, одну из команд, которая постоянно откликается на проекты открытых инноваций медицинского центра GE/NFL. Ведет эти проекты NineSigma. GE и NFL вместе искали новые методы диагностики сотрясений, и кто-то в Университете Акрона увидел тут связь с «нейромаркетингом», который осуществлялся Лабораторией прикладного маркетинга имени Суареса. Однако стало понятно, что проблему следует рассматривать и в других аспектах, поэтому в программу включили представителей кафедры спортивного образования, Отделения статистики, Детской больницы Акрона и Медицинского университета штата Огайо. Прежде эти группы никогда не работали вместе и даже не подозревали, что их направления работы могут быть как-то объединены.

В итоге их проект не выбился в победители. Зато, как показывает исследование Мичиганского университета, члены команды в процессе такого сотрудничества стали умнее. Возможно, именно поэтому они постарались сохранить возникшие связи и с тех пор еще не раз возобновляли кооперацию, осуществляя различные проекты. И я бы пошел дальше и предположил, что таким образом «поумнели» и спонсоры проекта, GE и NFL, ведь они не только получили нужное им решение, но и свою социальную сеть укрепили и расширили. Каждый раз, когда мы затеваем поиски технологических решений по заказу той или иной организации, мы получаем ответы от лучших мировых специалистов — с десяток, а то и несколько десятков ответов. И когда наши клиенты обращаются к этим специалистам, они приобретают новые связи, которые делают их умнее — в особенности, если общение продолжится и после того, как будет решен практический вопрос.

Приведу результаты еще одного любопытного исследования, опубликованного в 2011 году в Nature Neuroscience. Исследование обнаружило позитивную корреляцию между размером мозжечковой миндалины — той части мозга, которая в первую очередь отвечает за обработку воспоминаний и за эмоциональные реакции, — и размером и сложностью социальной сети данного индивидуума. Иными словами: чем больше мозг, тем существеннее общение. Это установленная корреляция, и первый вывод, который напрашивается: большая миндалина обеспечивает более высокий эмоциональный интеллект и лучшую память, благодаря чему социальная сеть индивидуума расширяется. Однако можно предположить и обратную связь: активное общение с людьми — как у компаний в пору работы над открытыми инновациями — помогает «отрастить мозг».

Читайте по теме: