Читайте с сотрудниками художественную литературу | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Читайте с сотрудниками
художественную литературу

Читая одни и те же книги, люди сближаются.

Автор: Сара Грин Кармайкл

Читайте с сотрудниками художественную литературу

читайте также

Руководители, которые не прощают

Манфред Кетс де Врис

Как измерить цифровую экономику

Авинаш Коллис,  Эрик Бриньолфссон

Какой лидер нужен России?

Как потребители понимают ценовые сигналы

Должна признаться, концепция «летнего чтения» для взрослых никогда не была мне близка. В Северном полушарии, особенно в том месте, где я живу, три летних месяца — недолгая пора, когда приятно побыть на свежем воздухе. У школьников каникулы, у студентов тоже, и, если удастся, хорошо бы вырваться на какой-нибудь пляж хотя бы на выходные. До чтения ли тут?

Но в длинные осенние и зимние вечера самое оно прикорнуть с книжкой. Так что, когда я узнала о новой некоммерческой организации Books@Work, которая пытается привнести удовольствие чтения прямо на рабочее место, я решила в этом разобраться и поговорила с ее исполнительным директором Энн Коваль Смит о том, как книжный кружок на работе может улучшить жизнь коллектива.

Вы называете себя не книжным клубом, а «семинаром для вольнослушателей». В чем состоит различие?

Книжный клуб не имеет структуры. А у нас программу ведет преподаватель, он делится своими знаниями о любимой книге. Причем мы ставим себе задачу не просто изучить текст, но также обнаружить и обсудить новые идеи. Нечто среднее между книжным клубом и университетом, как мне кажется.

Кто в этом участвует?

Мы главным образом обращаемся к тем 60% взрослого населения Америки, которые не имели возможности учиться в университете. Это шанс для сотрудников, которым работодатель не оплачивал различные курсы повышения квалификации. И мы убедились, что такие кросс-функциональные и кросс-иерархические программы, на которых рядовые продавцы сидят рядом с главой отдела, играют важную социализирующую роль в компании.

И это в самом деле влияет на жизнь организации или все сводится к хобби?

Читая одни и те же книги, люди сближаются. Мы поговорили также с руководителями, спросили их: «Уменьшилась ли текучесть кадров? Стали сотрудники лучше работать в команде, больше вкладываться в процесс, проявлять интерес к инновациям?» Мы еще только начинаем, но уже некоторые менеджеры подтвердили, что сотрудники стали более открыто высказываться на различные темы, делиться идеями и даже спорить: напрактиковались на семинаре и теперь отваживаются делать то же самое на совещаниях. Это особенно полезно в структурах с жесткими иерархиями.

Вокруг каких книг разгорается наиболее оживленная дискуссия?

Для каждой группы подбирается своя книга, нет единого волшебного рецепта для всех. Но мы твердо решили не обсуждать бизнес-литературу и всякие справочники и руководства. Очень хорошо идут книги, о которых бы заранее никто и не подумал, что они окажутся интересны людям этой профессии. Как раз вокруг них образуется наиболее интересный разговор.

Читайте материал по теме: Как читать не читая

В одной компании преподаватель предложил обсудить «Век невинности» Эдит Уортон и группа начала сравнивать жизнь Позолоченного века (период после окончания Гражданской войны и реконструкции Юга) в Нью-Йорке и современное общество.

Другой случай — «Снег на кедрах» Дэвида Гутерсона. Там одна из тем — жесткое противопоставление «нас» и «их» после Второй мировой войны. Вроде бы это не имеет отношения к современным реалиям жизни и работы наших читателей, но, как выяснилось, их компания только что пережила слияние с другой фирмой, и им было важно понять, как преодолевается такое противопоставление и складывается единое общество, единая команда.

Наш самый первый опыт — чтение «Жерминаля» Эмиля Золя с группой официанток из кафе. Книга непростая. Там речь идет о шахтерах, время действия — XIX век. Золя глубоко вникает в вопрос, почему одни люди живут лучше других, разбирает и другие социальные язвы и проблемы. Ведущая семинара сказала, что участники были очень довольны — и сама она тоже: мысли прозвучали далеко не те, которые обычно она слышит в университете на первом курсе. Она сказала, что работа на семинаре изменила ее подход к преподаванию этой книги.

А бывало так, что книги никого не цепляли?

Пожалуй, некоторые книги слишком сложны, с ними оказалось непросто сладить. Одна группа измучилась с «Путешествиями Гулливера». Другая группа читала «Горбатую гору» Энни Пру. Это, пожалуй, самая ободряющая история во всем сборнике, ведь сборник довольно мрачный. И хотя каждый нашел в этом рассказе что-то личное, все признавались, что чтение показалось им изнурительной работой. Но даже непонравившаяся книга дает пищу для размышлений.

Читайте материал по теме: Медитация по расписанию

Мне кажется, я понимаю, о чем вы. Я недавно прочла «Сын повелителя сирот» — это мощная книга о Северной Корее, но читать ее трудно, это очень грустная и тяжелая история.

Вот именно.

Но вот чего я боюсь: не воспринимает ли часть сотрудников эти семинары как покушение на их досуг? Вторжение в личную жизнь? С негативными реакциями вам не пришлось столкнуться?

Никого силой на семинар не тащат, так что вторжением в личную жизнь это едва ли можно назвать. Каждый вправе отказаться от участия в любой момент. Мы же не кричим людям: «Это так полезно, вы непременно должны это попробовать». Мы говорим примерно так: «Возможно, вам это понравится, и мы были бы рады вам это предложить». К тому же дискуссии, как правило, проводятся в рабочее время, личное время уходит только на само чтение.

Если кто-то захочет попробовать это самостоятельно, есть ли у вас инструкции или советы на такой случай?

Книга должна затрагивать широкие проблемы. У нее может быть сложный сюжет, но главное, чтобы читатель мог поставить себя на место кого-то из персонажей. Что интересно, чем ближе описываемые события к реалиям жизни и работы читателей, тем более «техническим» кажется сам процесс чтения и тем меньший интерес он возбуждает. Удивительно, сколько зацепок и связей находят люди именно в книгах, которые вроде бы не имеют никакого отношения к их повседневной деятельности. Ведущий семинара помогает участникам самостоятельно искать эти связи, а не навязывает тему и мнения для обсуждения.

Читайте по теме: