читайте также
Исследования в области организационного поведения показывают, что предложения по улучшению, идущие снизу на стол больших боссов, помогают и менеджерам, и компаниям работать эффективнее. В этом нет ничего сенсационного. Также нет ничего удивительного в том, что организации, в которых людям дают возможность высказаться, достигают лучших результатов, чем те, в которых активность сотрудников подавляется. В конце концов, у тех, кто действует на передовой, больше шансов произвести на свет идеи, которые сделают организацию более эффективной. Удивляет другое: в реальности многие менеджеры делают все возможное, чтобы не слышать советов подчиненных — они не спрашивают о предложениях по усовершенствованию и/или наказывают тех, кто их озвучивает. Мы решили выяснить, какие именно управленцы не спешат принять чужие идеи и почему.
В начале исследования интуиция подсказывала нам, что некоторые менеджеры больше других уверены в своем положении и поэтому воспринимают рационализаторские предложения как нечто позитивное, что поможет им и всей организации стать лучше. А те, которые чувствуют себя неуверенно (видят свою некомпетентность или считают себя недостаточно эффективными на данной должности), думают, что идеи сотрудников направлены против них лично и говорят о том, что они плохо справляются со своей работой. Если кратко, они чувствуют угрозу от людей, предлагающих что-то изменить. Защищая свое эго, они посылают в коллектив сигналы, что иметь свое мнение (а тем более продвигать его) не приветствуется, или даже активно мешают сотрудникам его высказывать.
И правда, именно это мы и обнаружили, проведя полевые исследования в крупной транснациональной нефтяной компании. Мы опросили 41 руководителя и 148 их подчиненных и обнаружили, что начальники, которые не чувствуют себя достаточно компетентными, реже обращаются за советами к членам своей команды и реже их принимают. Это особенно удивительно, поскольку эти менеджеры были выскообразованными, опытными профессионалами в сфере точных наук (химиками, геологами, инженерами-нефтяниками и т. п.) и бизнеса (снабженцами, бухгалтерами и т. п.), которые, по идее, должны отдавать себе отчет в личных и организационных преимуществах потенциально новаторских идей. Однако их психологические особенности были сильнее, чем сухие знания и опыт.
Читайте материал по теме: Какими должны быть эмоциональные границы на работе
Возможно, того, кто работает под началом неуверенного в своей компетентности и занимающего оборонительную позицию человека, все это приводит в отчаяние. Но есть способы добавить вашему сомневающемуся в себе руководителю желания услышать идеи подчиненных. В эксперименте по результатам исследования мы обнаружили вот что. Если позволить этим управленцам «самоутвердиться» — продумать и записать свои ключевые ценности (это упражнение психологи используют для вывода человека из оборонительной позиции) — то они становятся более склонны искать совета своих подчиненных, а также одобрять и вознаграждать тех из них, которым не все равно.
Иными словами, когда у руководителей есть возможность напомнить себе о важном и ценном аспекте своей личности, для них это становится как бы прививкой от тревоги по поводу идей подчиненных.
Читайте материал по теме: Руководитель, создающий гармонию
Итак, что же делать, если ваш начальник душит все новаторские мысли? Вот несколько предложений.
- Предпримите шаги, которые уменьшат его потребность в психологической защите. Высказывая свое мнение, сделайте это в личной беседе, а не в присутствии коллег. Это поможет вашему руководителю «сохранить лицо» и минимизирует чувство опасности.
- Прежде чем переходить к конструктивной критике, поднимите моральный дух руководителя. Комплимент — великая вещь. Когда вы подчеркиваете сильные стороны своего босса, вы повышаете его самооценку и можете снизить степень угрозы, исходящей от вашего мнения. Читайте материал по теме: Как научиться принимать похвалу от начальства и коллег
- Говорите в положительном ключе. Сформулируйте рационализаторские предложения так, чтобы подчеркнуть пользу для компании и оставить в тени возможные проблемы своего руководителя. И, разумеется, избегайте даже намека на то, что нуждающиеся в улучшении аспекты возникли по его вине.
Конечно, заботиться о лучшем климате для идей снизу не может быть лишь прерогативой рядовых сотрудников.
Ответственность за установление норм, помогающих управленцам чувствовать себя более уверенно, лежит на топ-менеджерах. Они могут создать атмосферу, которая характеризуется психологической безопасностью и конструктивным подходом (например, учиться на ошибках, а не наказывать за них). Таким образом повысится вероятность того, что управленцы, сомневающиеся в своей компетентности, будут готовы выслушивать идеи своих подчиненных.
Читайте по теме: