Хватит искать свое истинное Я на работе | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Хватит искать свое истинное Я
на работе

Самосознание стало синонимом конформизма, очередным способом контролировать то, как нас воспринимают окружающие.

Автор: Джанпьеро Петрильери

Хватит искать свое истинное Я на работе

читайте также

Интернет делает нас умнее?

Фишер Мэтью

Скрытые угрозы потребительских ИИ-решений

Маркус Гислер ,  Ребекка Уокер Речек ,  Симона Ботти ,  Стефано Пунтони

Марисса Майер права: коней на переправе не меняют

Бен Касноча,  Крис Йе,  Рид Хоффман

Время перемен

Дэвид Баллард

Ясность часто приходит внезапно и не остается с нами надолго. Особенно ясность в вопросе, кто мы на самом деле.

Как-то утром прошлой зимой я задумчиво поднимался в фуникулере, смотрел, как впереди меня едет Джен с детьми, и мысли мои в основном занимала фраза, которую я пытался мысленно отточить.

Я поднялся спозаранку, а накануне засиделся допоздна за работой, надвигался дедлайн, и ни горячий кофе, ни холодный воздух не помогли мне пробудиться окончательно.

И тут меня — именно тут — осенило. Я привязан к семье, к работе и к этому тросу, который медленно тащится вверх, увлекаемый усталым мотором. С небывалой ясностью эта мысль проникла мне в сердце. Это беспокойное, притихшее, полусонное, любящее, тревожное существо в спортивном снаряжении — это Я.

Мое истинное Я. Тот, кто я есть на самом деле.

Пришло успокоение и отрешенность, освобождающее чувство завершения. Больше не нужно искать свое истинное я (ну, по крайней мере, в ближайшие две секунды).

А потом это чувство рассеялось, и я продолжал тот славный, без лишних событий денек.

Без малого три тысячелетия прошло с тех пор, как над входом в храм Аполлона в Дельфах было высечено «Познай самого себя». Пять веков с тех пор, как Шекспир вложил в уста Полония сентенцию «Будь верен самому себе». Но сейчас многие обращаются за помощью отнюдь не к религии и не к искусству. Поиск себя, самосознания и подлинности уводит нас в другом направлении. Мы пытаемся найти и выразить свое истинное Я на работе.

Читайте материал по теме: Как победить внутреннего хомяка

Все вокруг меня — руководители, студенты, знакомые, друзья и коллеги — озабочены поиском своего истинного Я. Иные даже одержимы этими поисками, многие чувствуют какую-то пустоту и мечтают во что бы то ни стало обрести своя истинное Я. Есть и такие, кто скептически относится к самой идее подлинного Я.

«Я пришел сюда, чтобы обрести себя» — это я слышу от многих менеджеров в качестве пояснения, зачем они учатся на MBA, или на курсах для топ-менеджеров, или согласились на новую должность. Это желание теперь упоминается столь же часто, как и желание стать основателем или партнером, врачом или гендиректором.

Особенно часто это происходит с руководителями в середине карьеры, когда они чувствуют, что за материальными благами, статусом и достижениями перестали различать собственное Я. Они перестают игнорировать свое Я, предпринимают попытки расслабиться, заглянуть в себя — но результат ничтожный. Нет нигде истинного Я.

Это тоска не только по утраченному времени. Это общий недуг нашей эпохи. Вопрос в том, почему он столь неуловим и почему настигает всех.

Подвижность современного бизнеса, где мы, предположительно, должны найти, сформировать и воплотить себя (поскольку готовыми мы не рождаемся), представляет гораздо больше возможностей для гораздо большего количества людей, чем когда-либо прежде, выбирать и менять свою карьеру и жизненный путь.

Читайте материал по теме: Ведите себя как лидер до того, как вы им станете

Но эта же самая подвижность оставляет нам мало якорей и еще меньше ориентиров. Поиск истинного Я становится все более насущным: необходим ориентир, который поможет не растеряться, пока мы прилаживаемся к переменчивым требованиям.

В век непрочных лояльностей, постоянных перемен, кочующих профессионалов истинное Я дарует чудо определенности, преданности избранному пути. Открыть себя — это наш новый, обращенный вовнутрь долг.

Совсем не это имел в виду британский психоаналитик Дональд Уинникотт, когда впервые предложил идею подлинного Я. Возможно, потому-то мы никак и не можем его найти.

По Уинникотту истинное Я — это дар и неожиданность. Это состояние, возникающее благодаря тем, кто заботится о нас, когда они оставляют нас в покое достаточно надолго, чтобы мы смогли различить и выразить свои потребности и желания, а когда выразим, они по-доброму откликаются на это.

Дети, на чью долю достаточно часто выпадает такая ненавязчивая и отзывчивая забота, свободнее выражают себя и свободнее исследуют окружение. А те, кому этого не досталось, колеблются в неопределенности, ожидая подсказки.

Первые, по мнению Уинникотта, вырастая, способны доверять себе и другим и проявлять уместную спонтанность. Открытия Уинникотта были подтверждены многолетними исследованиями форм привязанности.

Читайте материал по теме: Чего я стою на самом деле?

Однако по пути из детской на работу концепция истинного Я сделалась намного более популярной и радикально изменилась. Мы не только перенесли ее в другой контекст, мы из нее самой этот контекст взяли, да и вынули. Истинное Я из дара превратилось в достижение, из мимолетной возможности в постоянный образ самих себя.

Самосознание стало синонимом конформизма, очередным способом контролировать то, как нас воспринимают окружающие.

Аутентичность теперь синоним постоянства, а оно в свою очередь подразумевает однообразные действия в разной среде. Мы стали воспринимать истинное Я не как зерно, а как алмаз: не как то, что нужно долго взращивать, а как скрытое сокровище, которое стоит лишь выкопать, отполировать и выставить напоказ — вот и драгоценный символ статуса, и источник рыночной ценности, только не упускай его.

Но сведенное к такому образу истинное Я превращается в селфи, в образ, создаваемый с очевидной целью польстить себе и произвести впечатление на других. Такой образ редко воспринимается как истинный, а если и воспринимается, то недолго.

Ибо истинное знание о своем Я определяется не точностью, долговечностью или приятностью очерченных контуров, но лишь свободой, с которой мы их рисуем. Оно таится не в постоянной подгонке под устраивающий нас образ, но в возможности оставаться спонтанным и удивляться, не знать себя и потому обладать свободой поиска.

При таком понимании истинное Я не может быть долговечным и последовательным, это вечные перемены, это не конец, а начало. Его можно искать, а удержать — никак. И не всегда оно так уж приятно. И, кстати, его и найти нельзя, не только создать — его можно только высвободить. Мы не узнаем его, глядя на него в упор. Мы чувствуем его в тот момент, когда о нем забываем.

Работа, доставляющая удовольствие и вызывающая одобрение со стороны, вполне может оказаться выражением нашего подлинного Я, но она не тождественна этому Я. Как только мы их отождествляем, мы превращаемся в пленников, а не создателей.

Читайте материал по теме: Чтобы сформировать у себя правильные привычки, нужно выяснить, что вас мотивирует

Вот почему я часто советую тем, кто хочет сохранить верность себе в работе — перестаньте спрашивать, кто вы есть, а подумайте лучше о том, как добыть побольше свободы. И о том, кто поможет вам справиться со смешанными чувствами, которые пробуждает эта свобода.

Ведь в конечном счете нам нужны прочные привязанности, чтобы сохранить верность себе. Без любящих и любимых свобода станет для нас обременительной, страшной и обратится в тревожность.

Замечания со стороны могут помочь нам выявить свою аутентичность, но высвобождает ее только любовь, такая любовь, которая позволит нам успокоиться на счет своего истинного Я, но не забыть о нем.

Читайте по теме: