Корпоративная дипломатия | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки


Корпоративная дипломатия

Человеческое сообщество всегда и во все времена умеет внести в процесс самоорганизации элементы психологического дискомфорта.

Автор: Борис Щербаков

Корпоративная дипломатия

читайте также

Учимся использовать профиль в LinkedIn для карьерного поворота

Джейн Хейфец

29 октября состоялась Совместная встреча профессиональных Клубов

Противоядие от хамства

Кристин Порат

Как научиться принимать похвалу от начальства и коллег

Марк Гоулстон

Дипломатия, как известно, — это искусство возможного в политике международной, так вот не меньшее искусство придется оттачивать и в политике корпоративной. Политики здесь много, иногда даже больше, чем можно было бы ожидать от серьезной организации, где трудятся тысячи взрослых, высокообразованных людей.

Но человеческое сообщество всегда и во все времена умеет внести в процесс самоорганизации элементы психологического дискомфорта, связанные с разнообразием психотипов, с яркой палитрой человеческих пороков и положительных качеств, присущих венцу эволюции. Будем надеяться, что вам повезет, и работать вам придется со схожими по характеру и жизненным принципам людьми, с понимающими коллегами и начальниками, и высокая степень душевного комфорта поможет вам достигать все больших и больших карьерных высот.

Но это из области фантастики, конечно, реальность куда интереснее и сложнее. Люди сильно различаются по так называемому эмоциональному интеллекту, способности к социализации, эмпатии, сотрудничеству (у одних оно резко контрастирует с социопатией), манипулятивностью, комплексами других личных качеств. И навигация в этом сложном мире, даже после прочтения установочных книг Дэниела Гоулмана, отца термина «эмоциональный интеллект», крайне тяжела и изобилует рисками. К тому же любая корпорация — это десятки связанных или не очень направлений деятельности, «линий бизнеса», подразделений зачастую с конфликтующими интересами, маневрировать между ними задачка совсем не тривиальная.

К примеру, если вашей компании приходится принимать участие в крупном государственном тендере, где возможны альтернативные технологические решения, а в корпорации существуют оба, представленные разными отделами, готовьтесь к «дипломатической войне», к разводке и интригам, подсидке и подставам, весь арсенал неблаговидной конкуренции может быть использован в этой борьбе, и вы, вполне вероятно, станете жертвой человеческой алчности и азарта. Каждый сам для себя определяет степень риска, на который можно пойти в таких ситуациях: путь минимизации ущерба, просчет политических дивидендов и репутационных потерь. Единого сценария нет и быть не может.

Читайте материал по теме: Карьерный импрессионизм

Возрастающий риск принятия решения — это естественная цена карьерного роста, человеческий муравейник корпорации в этом смысле мало чем отличается от любого другого социального организма, здесь так же тянут на себя одеяло, так же плетут интриги, иногда подставляют подножки и забывают протянуть руку помощи, если дело касается личной материальной или политической выгоды, а они часто так же бывают связаны, как и в открытой экономике. Существуют, конечно, идеологически выверенные «кодексы», где «человек человеку друг, товарищ и брат», и если лидер, то только «вдохновляющий», если дух, то только «совместной победы», если отношения, то только «партнерства и кооперации» между всеми и вся, но, как и любая идеология «сверху», она тяжело и конфликтно прививается «снизу», ибо природа человеческая измениться за все пять-шесть тысяч лет документально подтвержденной истории так и не смогла, несмотря на колоссальный технологический прогресс. Поэтому мы неизбежно сталкиваемся с разрывом слова и дела, неизбежно чувствуем непреднамеренную фальшь в лозунгах, но желанные наши ценности-то от этого не меняются, и мы стремимся, стремимся всеми силами к светлому будущему, где «человек человеку друг, товарищ и брат», где «общество всеобщего благоденствия», где правит разум и благочестие, мир на земле и человеческое благоволение...

Не всегда это удается, правда, но такова жизнь — c'est la vie. Иногда противостояние характеров принимает анекдотические формы — и как снежный ком подминает под себя остатки здравого смысла, иногда удается выправить конфликт, вывести его в позитивную зону взаимопонимания, иногда несправедливость зашкаливает, взрыв реакции может погубить и дело, и карьеру — совет тут один: включайте рацио, не поддавайтесь эмоциям, часто надо просто переспать с темой, с конфликтом, а утро вечера мудренее. Тем более что начальники приходят и уходят, а в крупной корпорации это и вовсе дело непредсказуемое, не успели назначить руководителя, как он уже переводится в Америку на глобальный сегмент или вдруг уходит в «саббатикал» (паузу в работе) — и чего стоят бессонные нервные ночи?

Стоит ли копья ломать — каждому приходится решать самому. Если уровень недоверия вдруг становится иррациональным, если начальник «встает в позу», исправить положение дел можно, но сложно, и опять-таки все зависит от характера конкретного человека и его эмоционального интеллекта: кто-то ошибку признает, а кто-то никогда и ни при каких условиях. И вся ваша «дипломатия» полетит в тартарары.

Читайте материал по теме: Карьерный выбор

Случилось мне как-то понизить свой квартальный прогноз за счет выпадения одного значимого контракта в Белоруссии. И подобные действия всегда воспринимаются крайне болезненно, ибо считается, что прогнозируемость бизнеса есть высшая и непререкаемая добродетель хорошего менеджера. И я готов с этим постулатом согласиться с оговоркой: бизнес в России и странах СНГ есть по определению бизнес в зоне «рискованного земледелия», где внешние факторы вроде политики или правоохранительных органов, что на стыке форс-мажора и криминала, играют, увы, колоссальную роль в создании атмосферы неопределенности. Такие у нас культурологические особенности.

Не всегда возможно заметить выпадающий бизнес из запасника «пайплайна», и в тот раз была именно такая ситуация. Контракт с одним из министерств в Белоруссии подвис из-за прямого распоряжения совета министров о приостановлении валютных закупок, постановление готовилось, естественно, где-то в недрах аппарата, втайне от широкой публики, но по косвенным признакам и по слухам в какой-то момент, за день-два уже было ясно, что контракт не выгорит. Мой тогдашний начальник тут же обвинил меня в том, что «я не управляю своим бизнесом и партнерами», и на мои объяснения (см. выше) реагировал с циничной ухмылкой, дескать, «отмазки все ищете, сударь», что показалось мне крайне несправедливым, ибо... в понедельник следующей недели вышел очередной номер газеты «Коммерсант», где вышеобозначенное постановление совета министров Белоруссии о приостановке валютных закупок министерствами и госорганами было уже новостью на первой полосе. Я честно его скопировал и с переводом отослал начальнику, справедливо полагая, что наконец-то я буду реабилитирован.

На очередном совещании, однако, я услышал нечто феерическое: «Почему же аккаунт-менеджер не предвидел этого, вовремя не сигнализировал о готовящемся постановлении совета министров?». Получение подобной информации, кстати сказать, является не только уголовно наказуемым инсайдом во всех странах, но и этическим табу для корпоративного человека, но не читавший «этических кодексов» на ночь он пребывал в святом неведении. Этот бизнес-кейс имеет два решения, и оба ущербны в принципе: послать его подальше и уйти сразу или написать в бизнес-этику «телегу», дескать, «чему учит нас, вражина»?! И все потому, что такое вот поведение большого босса, такая степень недоверия к сотрудникам и поиск крайнего там, где его нет по определению, иррациональны. Они из области, где разум выключен, словно шнур из розетки. Но так тоже бывает в жизни, и жить с этим и работать в такой атмосфере приходится, хотя и жутко не хочется. Дипломатия!!!

Читайте по теме: