Как правильно хвастаться | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как
правильно хвастаться

В целом откровенность приносит нам самые неожиданные преимущества.

Автор: Франческа Джино

Как правильно хвастаться

читайте также

7 способов улучшить программы подготовки персонала

Кит Феррацци

Почему Apple Music сбилась с такта

Марк Бончек,  Уильям Патрик

Новая корпоративная «кухня»

Энтони Скотт

«Читаю мысли»: как измерять эффективность сотрудников с помощью данных о мозге

Александре Гонфалоньери

Во всяком общении, как профессиональном, так и личном, мы стараемся произвести определенное впечатление, особенно на людей, с которыми мало знакомы. Готовясь к первой встрече, особенно с высокими ставками (например, если речь идет о собеседовании, знакомстве с новым клиентом, первом свидании), мы слышим от коллег, наставников или друзей один и тот же совет: «Постарайся произвести хорошее впечатление». Ведь от этого нередко зависит ваш успех: вы получите работу, завяжете отношения и т. д. Так что в целом совет правильный, но мы нередко ошибаемся при выборе стратегии, которой пользуемся в погоне за результатом.

Хотя каждый человек боится раскрывать свои слабости и не считает правильным хвалиться собой, все-таки подобная тактика более эффективна, чем произнесение неискренних слов и выставление себя в ложном свете. Здесь я хотела бы рассказать о «скромном хвастовстве» — таком виде самопродвижения, которое распространилось благодаря социальным сетям. Вот наглядные примеры:

• «Подумать только, у меня уже все расписано до следующего июля! Это все-таки чересчур».

• «Надо бы пореже соглашаться на интервью. Последние 10 минут тянулись целую вечность».

• «Закончишь два университета — и с тебя будут драть двойные пожертвования. Как же надоело это нахальство!».

«Скромное хвастовство» позволяет человеку сделать акцент на положительных моментах своей жизни, и при этом оно вроде бы не выглядит таковым, поскольку подается скорее в формате жалобы. В соцсетях многие пишут твиты или статусы, облекая свои достижения и удачи в форму жалоб, чтобы собрать побольше лайков, комментариев и т. д.

Но «скромное хвастовство» распространено не только в интернет-среде. На собеседовании соискателя чаще всего спрашивают: «Какой у вас главный недостаток?». Вспомните последний раз, когда этот вопрос задали вам или его задали вы. И я готова держать пари, что вы либо выслушали, либо сочинили неглупый ответ, который подает ваш изъян как что-нибудь вполне себе позитивное: «Я свожу себя с ума собственным перфекционизмом» или: «Я слишком много работаю, это плохо сказывается на личной жизни».

Читайте материал по теме: 7 правил успешных рассказчиков

В соцсетях, на собеседовании, во всякого рода профессиональном и личном общении люди прибегают к «скромному хвастовству», стараясь произвести хорошее впечатление и не показаться при этом тщеславными. Но, как выяснилось, «скромное хвастовство» часто бьет мимо цели. Исследование, проведенное мной в сотрудничестве с коллегами из Гарвардской школы бизнеса Овулем Сезером и Майком Нортоном, показало, что со стороны эта стратегия выглядит как лицемерие и в итоге скромные хвастуны нравятся меньше, чем откровенные и даже чем те, кто честно жалуется на свою жизнь.

В одном эксперименте мы попросили 122 студентов написать, как бы они ответили на собеседовании, если бы их спросили об их главном недостатке. Отвечая на такой вопрос, можно указать настоящую свою слабость (например: «Я не очень организован» или: «Мой величайший недостаток состоит в том, что я склонен затягивать работу, а перед дедлайном устраивать аврал»). Но можно ответить и в духе скромной похвальбы («Иногда я впадаю в перфекционизм, и тогда со мной трудно иметь дело» или: «Я не умею отказывать. Я всегда справляюсь с любой работой, но попутно еще и всем помогаю»). Участников эксперимента попросили также объяснить, почему они выбрали ту или иную форму ответа.

Затем мы поручили двум ассистентам произвести ранжирование ответов. О собственных предположениях мы им ничего не говорили, они должны были сами решить, где похвальба, а где реальная слабость и в какой мере участники были честны. Затем мы пригласили двух других ассистентов и попросили их определить, кого бы из респондентов они наняли бы на работу, исходя из ответа на этот непростой вопрос (с ними мы своими предположениями тоже не делились).

Читайте материал по теме: 5 советов для выступающих без подготовки

Итог? Более трех четвертей участников, по мнению первых ассистентов, предпочли скромную похвальбу. Чаще всего они тревожились о своем перфекционизме, работали слишком усердно, были чересчур добры к людям или слишком честны. Более того, ассистенты сочли, что большинство участников были не искренны, а прибегали к уловкам, стараясь получить (гипотетическую) работу. Но любопытно, что эта стратегия не сработала. Ассистенты проявили куда меньшее желание нанять этих хитрецов, чем тех, кто показался им более откровенным в ответах.

Эти исследования наводят на мысль, что и на собеседовании не стоит прибегать к «скромному хвастовству», а показать, что мы действительно знаем свои достоинства и недостатки и стараемся совершенствоваться. В конце концов, работодатели предпочтут честного человека, который откровенно говорит о своей слабости.

Но «скромное хвастовство» нигде не производит положительного впечатления, на которое мы рассчитываем. Дополнительные исследования показали, что «скромное хвастовство» нравится меньше, чем обычное (и даже чем привычные жалобы). Причем «скромное хвастовство» сказывается не только на оценке, но и на отношении нанимателей и коллег: они склонны урезать хвастунам зарплату и не спешат им на помощь.

Таким образом, выбирая между честной похвальбой и притворно скромной, лучше предпочесть первый вариант — по крайней мере, вы будете вознаграждены за откровенность.

Читайте материал по теме: 7 способов завладеть вниманием

И в целом откровенность приносит нам самые неожиданные преимущества. Еще одно исследование я проводила вместе Сезером, Элисон Вуд Брукс, коллегой по Гарвардской школе бизнеса, и Лорой Хуань из Уортона. Мы убедились, что большинство людей считает необходимым подстраиваться под других людей на работе и в личном общении, а не просто быть собой.

Но они заблуждаются. Человека, стремящегося быть искренним, оценивают более позитивно, потому что, подстраиваясь под чужие интересы и забывая о себе, собеседник проявляет тревожность и лицемерие.

Мы с коллегами также изучали, как бизнесмены действуют в ситуациях, когда они ищут для своих идей потенциальных инвесторов. Выяснилось, что попытки подстроиться под них отрицательно действуют на оценку (то есть снижают вероятность получения денег), а оставаясь самими собой, лидеры бизнеса чаще получают желаемое.

Итак, все проведенные нами исследования открывают нам вот какую истину: мы часто ошибаемся в интуитивном выборе стратегии с целью произвести хорошее впечатление. Нам кажется, будто скромная похвальба лучше обыкновенной, однако это обычно играет против нас. И мы также стараемся подстроиться под чужие ожидания и интересы, думая, что так больше понравимся, однако на деле лучшего результата добивается тот, кто остается самим собой.

Читайте по теме: