Социальные сети: учиться у пчел | Большие Идеи

・ Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Социальные сети: учиться
у пчел

Отдача от социальной сети

Автор: Пентленд Алекс

Социальные сети: учиться у пчел

читайте также

Дайте мне информацию вовремя

Макги Кен

Я знаю силу слов

Хауэлл Роберт

Аргументация: ценностный подход

Андрей Скворцов

Почему компаниям становится плохо

Джей Лорш,  Мактэгью Эмили

О распространении информации в компаниях нам могут рассказать обыкновенные пчелы. Они, как и люди, существа социальные и в процессе эволюции научились принимать совместные решения.

Одно из важнейших для колонии пчел групповых решений — выбор места для улья. Примечательно, что у этих насекомых есть своеобразный рынок идей. Прежде всего они отправляют нескольких агентов на разведку местности. Те из них, кто отыскал перспективные места, с помощью энергичного танца сообщают об этом остальным и таким образом призывают других разведчиков слетать с ними и посмотреть на все самим. Так продолжается до тех пор, пока большинство агентов не «выскажется» в пользу одного места.

Процесс принятия решений у пчел состоит из двух частей — сбора информации и ее интеграции. Оба этих ­этапа чрезвычайно важны для любой компании, но организованы они должны быть по-разному. При сборе данных удобно действовать по централизованной схеме, поскольку роль участников процесса сводится к тому, чтобы найти информацию и доложить в центр. А вот для интеграции и принятия решений лучше всего подходит другая модель — здесь нужна сеть с разнообразными и тесными связями, облегчающая обмен мнениями. Опыт пчел подсказывает нам: организации, способные должным образом сочетать централизованную и сетевую структуры, смогут оптимизировать как сбор, так и интеграцию данных. Недавние исследования, проведенные специалистами Массачусетского технологического института, показали, что такой способностью обладают, скорее, творческие коллективы. Во время одного эксперимента ученые следили за действиями сотрудников маркетингового подразделения немецкого банка. Испытуемым выдали небольшие датчики, социометры, фиксирующие информацию о личных контактах: кто, где, с кем и как долго общался. Эксперимент длился месяц. В результате выяснилось, что команды, разрабатывающие новые маркетинговые кампании, прибегали к двум формам взаи­модействия: централизованной (поиск информации) и взаимосвязанной (общение с другими членами группы). А вот сотрудники, ответственные за проведение маркетинговых кампаний, общались в основном только с представителями своей команды.

В ходе второго эксперимента ученые установили: умение сочетать обе стратегии связано с самооценкой творческого коллектива — с тем, насколько эффективно, по мнению самих членов команды, они работают. Оказалось, что производительность коллектива почти на 40% определяется особенностями его коммуникативной модели, то есть способностью переключаться между стратегиями поиска и интеграции.

Изучив коммуникативные сети нескольких компаний, мы выявили еще большую взаимосвязь между продуктивностью и направлением информационного потока. Наше последнее исследование показало, что сотрудники, использующие наиболее разветвленные цифровые сети, работают на 7% эффективнее, чем их коллеги из той же организации. А вот еще одна цифра: те, кто поддерживает тесные связи с коллегами, работают на 30% лучше. Электронные технологии прекрасно подходят для поиска и сбора информации, а вот ее интеграции способствует личное общение, которым руководители, в отличие от пчел, часто пренебрегают.WEF|HBR