Ниспровергайте самого себя | Большие Идеи
Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Ниспровергайте самого себя

Умар Хак
Ниспровергайте самого себя

Ма-аленький вопрос. В чем — если свести к самой сути — человеческий смысл любого предприятия? Вот всех этих усилий и стараний, изобретательности и самодисциплины? В чем смысл работы, если говорить с точки зрения жизни, в чем смысл жизни с точки зрения работы? Бизнес — это что, в конечном счете? Суть и смысл его в чем?

Проведя годы на раздираемой войнами передовой предпринимательства, бессчетные часы отдав выматывающим видеоконференциям, бесчисленные дни — добиваясь углового кабинета и иных преференций, вы, вероятно, ответите: «Суть в том, чтобы самым эффективным способом делать мегабабки. Кстати, приятель, седьмой iPhone — у тебя есть?».

Вы совершенно правы: мегабабки, что же еще. Разумеется, при условии, что всякое честолюбие в вас издохло после того, как вы день изо дня занимались мелкой обработкой чего-то просто скучного, превращая его в блестяще банальное.

Но кто-нибудь рассчитывает на смертном одре припомнить с гордостью: «О да, я тот самый человек, который придал энергетическому напитку вкус лайма».

Можно поспорить на предмет, обладает ли человек бессмертной душой, но все же про себя мы знаем: чтобы действительно жить, каждому в какой-то момент приходится вздохнуть поглубже, выйти из ржавой темницы или золоченной клетки, упереться ногами в землю, руками дотянуться до неба. Подлинная, яростная жизнь описывается глаголами: мы любим, доверяемся, дивимся, заботимся, верим, мечтаем, думаем, чувствуем. Мы действуем: мы что-то значим.

И опять же, вы можете твердить, что истинная, подлинная и наилучшая цель любого предприятия заключается в том, чтобы продать больше товара, с большей прибылью, ради выгоды тех, кто и так уже богат, ради их чисто финансовой прибыли, а те или иные последствия для человека и человечества — побочный и маловажный эффект. Если получится хорошее, то и прекрасно, а в целом, цена человеческому — что одноразовой бритве. Но это слабоватый аргумент, и с каждым годом он становится все слабее. Роджер Мартин блестяще доказал, что максимизация прибылей акционера — заведомо деструктивная цель. Джек Уэлч об этой задаче отозвался как о «тупейшей в мире». Тереза Амабиле убедительно объяснила, почему высшие цели дают лучшие результаты, а Розабет Мосс Кантер и Том Петерс постоянно напоминают, что в турбулентные времена выживают и процветают те компании, кто целит выше. Гэри Хэмел написал уже несколько обязательных к прочтению книг, разбираясь, почему менеджмент расшибается о человеческий фактор и что с этим делать. Ричард Флорида обнаружил пульсирующую связь между креативностью и процветанием, а Дарон Аджемоглу и Джеймс Робинсон доказали, что институты, отбирающие ценность у людей, особенно среднего класса, как раз и виновны в развале обществ. Здесь перечислены далеко не все мои герои и образцы для интеллектуального подражания.

Вот что нам уже известно. Если вам нужны великие дары и жертвы — от тех, кто работает на вас, вкладывает в вас средства, что-то у вас покупает, то придется подыскать более существенный ответ на великий экзистенциальный вопрос о смысле вашего предприятия, нежели: «Миллион тюбиков пасты, да с горошком в виде сердечек, да еще и светящихся». Любые варианты ответа на вопрос «Зачем вы на этой Земле?» по типу «чтобы продавать людям за деньги, которых им не хватает, добро, которое им вовсе не нужно, но которое они приобретают в силу ничтожных причин, чтобы строить свою ничтожную жизнь» — для нормального человека так же насущны, как дизайнерские кеды для золотой рыбки.

Читайте материал по теме: Мы все теперь живем в Энронии

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Пережить горилл
Константинов Геннадий
Время знаний
Джош Берсин,  Томас Чаморро-Премузик